Содержание.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................3-20
ПЕРВАЯ ГЛАВА. Организационные принципы и проблемы формирования реперту ара Императорских драматических театров...................21-66
1.1. Монополия Императорских театров на театральные зрелища в столицах и репертуар драматических театров в 1860-е - 1870-е
годы........................................................21-30
1.2. Формирование репертуара: принципы и проблемы.................31-52
1.3. Реформа системы авторского вознаграждения и новые принципы оплаты труда драматургов....................................52-65
ВТОРАЯ ГЛАВА. Реформы организационно-творческой системы Императорских театров. Театральное дело в российских столицах конца XIX века.............................................................66-153
2.1. Эволюция организационно-творческой системы Императорских театров в XIX веке (до 1882 года)...........................66-73
2.2. «Правила для управления русско-драматическими труппами Императорских театров» 1882 года..............................; ..73-85
2.3. Реформа системы оплаты труда артистов Императорской сцены... 85-105
2.4. Преобразования административно-хозяйственной части
. Императорских театров...........•..........................105-113
2.5. Анализ экономической деятельности Императорских театров 113-118
2.6. Структура репертуара Александрийского и Малого театров в 1880-е -1890-е годы.....................................................119-124
2.7. Театральное дело в российских столицах в конце XIX века 124-153
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 154-162
ПРИЛОЖЕНИЯ...
БИБЛИОГРАФИЯ
163-170
170-187
Введение
История российского театра насчитывает более трех столетий. Его становление и развитие неразрывно связаны с многовековыми традициями отечественной культуры, яркими событиями в художественной жизни русского общества, именами выдающихся отечественных драматургов, артистов, художников, композиторов, режиссеров и сценических деятелей, чье наследие по праву является гордостью мирового сценического искусства.
Творческая деятельность театра определяется целым рядом объективных условий, среди которых, помимо закономерностей развития искусства, социальные, политические и экономические факторы. Их взаимодействие и обуславливает необходимость комплексного изучения театрального искусства.
Значительную роль в создании эстетических ценностей сценического искусства играют формы и методы организации творческого процесса. О комплексности театрального искусства неоднократно говорили выдающиеся деятели русской культуры. О взаимосвязях творческих и организационных аспектов театра писал А.Н. Островский. Как сложную целостную систему рассматривал театр К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович - Данченко. Вс. Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров и другие ведущие отечественные режиссеры неоднократно подчеркивали важность организационных проблем театрального дела, от правильности и своевременности решения которых во многом зависит художественный уровень спектаклей. Исследования в этой области представляются сегодня не менее важными, чем изучение художественно-творческих сторон деятельности театральных коллективов.
Место организационно-экономических проблем в структуре общей проблематики театроведческой науки было определено A.A. Гвоздевым, поставившим в 1924 году вопрос о необходимости развития научно-
3
неизвестных ранее факторов, прямо или косвенно влиявших на эволюцию творческого процесса и его организацию.
Обширным источником сведений явились материалы, находящиеся в кабинете рукописей ГИИ И. В частности, фонд № 44 - Архив В.П. Погожева, хранит целый ряд рукописных неопубликованных трудов, как самого Погожева, так и известных деятелей театра того времени. В данном исследовании материалы, принадлежащие этому фонду, приводятся впервые.
Рукописи «Золотой век Императорских театров», написанные Погожевым в 1923 году, и «Воспоминания», датируемые 1935 годом, содержат важные сведения по организации творчества на Императорской сцене в периоды до-и-после реформ. Здесь приведена хронология реформ, оценивается деятельность Комиссии 1881 года по пересмотру законоположений о театре, характеризуется комплекс действий, предпринятых Дирекцией, по совершенствованию системы управления.
Значительный интерес представляет переписка В. П. Погожева и И.А. Всеволожского, где они рассуждают о проблемах конкуренции на театральном рынке российских столиц, о направлениях и ходе реформ, об усилении мер и корректировке действий по преобразованию организационной системы.
Подробно о проблемах репертуара, несовершенстве системы авторского вознаграждения, о влиянии бенефисной системы и поспектакльной платы на творческий процесс, а так же о других организационно-творческих проблемах Императорских театров в предреформенные десятилетия сказано в письме-обращении известного драматурга Д.В. Аверкиева к К.К. Кистсру, исполнявшему обязанности Директора театров. Этот объемный неопубликованный документ, хранящийся в кабинете рукописей ГИИИ фонда № 44, позволяет понять тот комплекс проблем в области организации творческого процесса, с
17
которыми столкнулись Императорские театры в 60-е - 70-е годы XIX столетия.
Весомую помощь в процессе разработки источниковой базы предлагаемого исследования, а так же в предоставлении сведений из архивных материалов Государственного академическою теагра драмы им. A.C. Пушкина (Александрийского театра) оказал профессор Санкт-Петербургской Государственной академии театрального искусства, заместитель директора Александрийского театра A.A. Чепуров.
Структура диссертационной работы определена задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В приложении к диссертации приводятся неопубликованные документы Комиссии 1882 года, впервые вводимые в научный обиход.
В первой главе исследования - «Организационные принципы и проблемы формирования репертуара Императорских драматических театров» (до и после реформ 1882 года) анализируются вопросы становления и развития монополии Императорских театров - особенностям ее влияния на формирование репертуара Александрийского и Малого театров, их творческо-организационную деятельность, а также на театральное дело в российских столицах. В главе кратко рассмотрена структура репертуара Александрийского и Малого театров в 60-е - 70-е годы XIX столетия, очерчен круг организационно-творческих проблем, главной из которых являлась проблема формирования репертуара.
Принципы и практика формирования репертуара Императорских драматических театров рассматриваются в их динамике с конца XVIII века и до 1882 года. Особое внимание при этом уделяется вопросам вознаграждения авторов и авторских прав в России. Это позволило, с одной стороны, определить характер воздействия этих факторов на творческий процесс, а с другой, выявить те актуальные проблемы оценки драматургических произведений, с которыми столкнулась Дирекция в
18
- Київ+380960830922