Ви є тут

Особенности становления и развития адыгейского театра : От истоков до конца 80-х годов XX века

Автор: 
Сулейманов Юнус Ибрагимович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2003
Артикул:
273742
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................... 3
Глава 1. Истоки адыгейскою театра.................................10
Глава 2. Становление и развитие самодеятельного и профессионального театров в Адыгее (последняя четверть XIX в. - 1956 г.) 39 Глава 3. Зрелость адыгейского театра (особенности формирования и
развития)................................................ 77
3.1. Развитие адыгейского театра в период с 1956 -1976 годы......77
3.2. Адыгейский театр в период с 1976 -1986 годы................. 97
Заключение........................................................ 127
Библиография...................................................... 136
3
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы изучения истории театра народов России, ее теорс осмысление давно являются одной из ключевых проблем СО'ьрСМ^ искусствоведения. Несмотря на то, что в основе формирования театралы искусства лежат общекультурные, типологически сходные тенденции и зако* каждая национальная культура шла к театру своим собственным путем. Большую роль в этом процессе играли исторические условия развития этноса и народности, культурные контакты с соседними народами, специфика фольклорно-этнографической культуры и национальный менталитет.
Возникновение и развитие театрального искусства в Адыгее также проходило достаточно сложно. Особенности исторического, политического и художественного развития адыгов обусловили более позднее по сравнению с другими народами Кавказа, в частности, с грузинами и армянами, рождение и становление адыгской профессиональной театральной культуры.
Адыгский этнос имеет древнюю историю. Адыги - самоназвание пародов с близкими языками, общей историей и единой культурой, ныне компактно проживающих в Адыгее (адыгейцы), Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края (шапсуги), Кабардино-Балкарии (кабардинцы) и Карачаево-Черкесия (черкесы). Кроме того, адыги проживают и в других местах Краснодарского и Ставропольских краев, Северной Осетии, а также на ближнем Востоке, Балканах, Голландии, Германии, США, Израиле и других странах. Адыги проживают на Кавказе с древнейших времен.
Первые исторические сведения, касающиеся этих племен, дошли до нас благодаря древневосточным и античным источникам. Они имели общее название «синды» и «меоты». С 1 века н.э. наиболее известным становится одно из адыгских приморских племен под названием «зихи». В V веке зихи расширили свои границы и объединили вокруг себя соседние адыгские племена
13
Сэтэнай - хранительница домашнего очага, бережно воспитывает Саусырыко -единственного сына и чутко оберегает его. В текстах адыгского эпоса Сэтэнай гуаще - молодая женщина неувядающей красоты. Народ наделил ее бессмертием. Есть и другие женские образы - Малспчипх (в переводе - мастер подмечать все); блещут своей красотой обаятельные образы Бэдах (своим дыханием заживляющая раны воинов) и Адыиф (излучающая свет).
Адыги высоко ценили исполнительское мастерство, в котором старались достичь совершенства. И в фольклоре, независимо от того, с каким жанром мы имеем дело, именно исполнение играет огромную роль. В прошлом хранителями и носителями лучших образцов адыгского фольклора были сказители, которые назывались у адыгов джегуако (по-адыгски буквально означает «играющий»). Однако, это понятие «джегуако» шире, чем «играющий». Оно имеет универсальное значение. Под «джегуако» подразумевается и певец, и поэт, и исполнитель, и музыкант.
Роль адыгских народных джегуако была высока еще и потому, что адыги в прошлом не имели своей письменности, как это мы уже отмечали ранее. И только талантливые певцы и сказители были носителями всего передового, прогрессивного.
Чтобы спеть или импровизировать о каком - нибудь важном событии, певцам необходима была многолюдная аудитория и соответствующая обстановка. Только при таких условиях народные джегуако могли проявить свое поэтическое вдохновение, воспеть подвиги героев. Хачещ (специальное помещение для гостей), чапщ (вечеринка, устраиваемая родственниками, друзьями для раненого), свадебные торжества были своего рода народной школой, где вырабатывались художественные приемы исполнения. В хачеще собирались старые и молодые, чтобы послушать сказителей, певцов, а также игру на шичепщине (скрипковый музыкальный инструмент). Здесь они знакомились со всеми видами произведений фольклора. Певцы - строгие ценители подлинного искусства. Они серьезно и любовно относились к
14
сказаниям, историко-героическим песням и их исполнение доверяли далеко не всем молодым.
Композитор А. Абрамов, занимаясь исследованием природы адыгского стиха - песни в Адыгее, подчеркнул оригинальность и своеобразие исполнения героического эпоса: «В старинной форме оно представляет собой почти декламационное повествование, обычно мастерски исполняемое стариком -солистом на фоне унисонной хоровой мелодии (без слов), повторяющейся на каждом стихе и строфе рассказа. Партия солиста почти не поддается записи нотно-музыкальными знаками: это драматический, глубоко выразительный речитатив, притом индивидуально варьируемый не только каждым исполнителем, но и одним и тем же из строфы в строфу» (17; 407).
Традиция исполнения этих былин своеобразна. Певцы поют, сидя на стульях, скамейках, величаво - спокойно и сосредоточено. Почти всегда при исполнении хоровых несен скрипач (шичешцынао) начинает первым мелодию, варьируя ее по своему усмотрению украшая форшлагами, и тем самым как бы одобряет сказителя - певца, а хор - «подзадоривает». Речитатив меняется согласно содержанию песни: певец то усиливает звук, повышая и понижая голос, то своеобразно акцентирует его, то мелодекламирует. Хор безостановочно исполняет свою мелодию во время мелодекламации. При исполнении былин из эпоса певец и хор чередуются. При исполнении длинных пщынатлей о Саусырыко, Шабатыныко, Пэтэрэзе певцы передают свое пенис друг другу.
Адыги с вечера почти до рассвета увлеченно слушали народные песни и сказания о нартах, а также о героях былых сражений. Нередко сказитель в порыве вдохновения изменял текст сказаний импровизацией. Слушатели с большим вниманием реагировали па это. Если это было сделано хорошо, они одобряли, если нет, то осуждали. Об одном случае попытки канонизации эпоса мы читаем у З.Налоева: «Однажды джегуако Атажукиных пел среди пирующих. Атажукины оборвали его, сказав, что тот лжет: того в песне не было, и ты его вставил; этот должен был тем быть, и ты его пропустил!... Когда