Ви є тут

Человек в современной драматургии о войне : на материале драматургии Ирана

Автор: 
Шафии Эсмаил
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
278362
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Посвящается Богу, давшему мне силу читать, писать и думать.
Посвящается моей покойной матери, научившей меня думать.
Посвящается моему отцу, научившему меня взять в руки перо.
Посвящается всем моим учителям за все время учёбы, которые научили меня, о чём и как думать.
Посвящается моему научному руководителю Алексею Вадимовичу Бартошевичу, открывшему новые горизонты в моём мировоззрении.
Посвящается моему преподавателю русского языка Елене Феликсовне Гилёвой, научившей меня, каким должен быть хороший преподаватель.
Посвящается моей супруге, образцу терпения и помощи. А также посвящается моему уникальному сыну Али Резе.
2
содержание
Вступление.............................................................................7
Возникновение и развитие иранской драматургии о войне................................11
A) Древний Иран до распространения Ислама в Иране.....................................12
Б) Со времени распространения Ислама до начала правления династии Пехлеви.............13
B) Правление династии Пехлеви до Исламской революции в Иране..........................17
Г) Со времени победы Исламской революции до настоящего времени........................18
I. Глава Человек, ситуация и выбор А) Человек, ситуация и выбор между жизнью и смертью............................27
Пьеса «Исмаил, Исмаил!»...............................................................33
Сюжет.................................................................................33
Персонажи.............................................................................34
Вечная проблема.......................................................................38
Виновник или жертва...................................................................40
Истинный виновник................................................................... 41
Пьеса «Я Зорарс Азра Taxa»............................................................44
Сюжет............................................................................... 44
Ситуация в пьесе.................................................................. 45
Проблема выбора..................................................................... 46
Связь между жизнью и смертью..........................................................47
Любовь, исламская мистика и смерть....................................................49
Отношение Аксиохуса, Исмаила и Зораре к смерти........................................52
Смерть и ценности войны...............................................................53
Кто прав на войне?....................................................................54
Пьеса «Другая сторона моих мечтаний»................................................ 55
Сюжет и фабула........................................................................55
Ситуация и персонажи..................................................................56
Отношение Давуда к пансиону для инвалидов войны.......................................58
Потребность в других людях.......................................................... 59
Сострадание...........................................................................59
Одиночество и забвение................................................................60
Любовь и «плохой» человек.............................................................61
3
Пьеса в основном имела пропагандистский характер и в ней практически отсутствовали драматические ценности, но из-за того, что она была первой в своей роде пьесе о войне, приобрела широкую известность и популярность.
Вторая иранская пьеса о войне была написана и поставлена Хусейном Фаррохи в 1990 г. Пьеса названная «До взрыва» (Кабл аз энфеджар), повествует о театральной труппе, пытавшейся воссоздать один из эпизодов захвата иракскими войсками иранского города Хоррамшахр. По сюжету пьесы, режиссер этой труппы, будучи участником тех событий, по ходу постановки пьесы, предается воспоминаниям о пережитых событиях.
Пьеса «До взрыва» признана первой иранской пьесой о войне, содержащей вес признаки драматургического произведения.
Одним из активных современных иранских драматургов, пишущих о войне является Мохаммад Чармшир, его первая пьеса «Бесконечные беседы Сетары с матерью» (1994). Пьеса- диалог убитой девочки со своей матерью. Зритель (читатель) до последнего момента думает, что мама разговаривает с убитой дочкой, однако в конце выясняется, что диалог велся не между живой матерью и убитой дочерью, а между душами погибших на войне мамы и дочки.
Мохаммад Чармшир в иранской драматургии занимает особое место, у него свой собственный стиль и взгляд на войну. Многие его произведения можно отнести к сюрреалистическим пьесам, среди которых следует назвать «Ночью» (Шабане), «Несвоевременный сон Хуррии» (Хаб-е бивакт-е Хуррийе) и «Времена и нравы» (Рузегар ва нагмехаяш).
Другим современным иранским драматургом является Али-Реза Надери Наджафабади, ставший известным по пьесе «Возвращение домой» (Базгашт бе хане), написанной им в 1989 году. Пьеса рассказывает об иранском солдате, получившем ранение на войне и попавшим в плен к противнику. Освободившись из плена, солдат возвращается на родину, однако дома никто из родных и близких (даже родной брат) не узнает его. Все смотрели на него как на человека, чье участие в войне стало причиной ее продолжения, и
20
обвиняли его во всех своих бедах и страданиях из-за войны. Родные устроили над ним домашний суд, в ходе которого, защищаясь, он тщетно пытался доказать родным, что воевал за Родину. Ответом ему были слова: «Зачем нам нужна эта земля, когда все убиты и некому на ней жить?». Родные заставляют его покинуть отчий дом.
Многие произведения Надери Наджафабади, в том числе и пьеса «Возвращение домой», имеют скандальный характер и иногда вызывают конфликт и отрицательную реакцию в обществе. Некоторые его пьесы были запрещены властями, а в ряде случаев, представления по его пьесам приостанавливались религиозными деятелями и даже ветеранами ираноиракской войны.
Али-Реза Надери Наджафабади является одним из серьезных критиков войны и антивоенным деятелем. Во всех своих произведениях он вместо тихой беседы о войне поднимает шум и крик. По его мнению, идеализм и патриотизм во многих случаях являются поводом и предлогом для продолжения войны и гибели еще большего количества людей, и даже прикрытием для воинственно настроенных людей, которые наслаждаются войной.
К таким произведениям Наджафабади относятся пьесы «Четыре рассказа из рассказов о Рахмане» (Чехар хекайат аз хекайатха-е Рахман), «Стена» (Дивар), «1367 год», «Ата - проигравший командир» (Ата - сардар-е маглуб), «Шептания позади передовой» (Печпечеха-е поште хатт-е набард).
Али-Реза Надери Наджафабади является ветераном ирано-иракской войны и с 1989 г. по сей день пишет только пьесы о войне.
Другим известным иранским драматургом о войне является Джамшид Ханиян. Свою первую пьесу о войне, которая называется «Четвертое письмо», Ханиян написал в 1996 г. Пьеса была удачной и принесла автору большую известность. Она рассказывает о переписке между молодой девушкой и ее женихом, находящимся на фронте. Получив от жениха ответ на три свои письма, девушка получает известие о его гибели. Оплакивая погибшего
21