Оглавление
Введение 3
Глава 1. Ленинградский Малый оперный театр (1927-1948): организационные аспекты развития. 18
1.1.Этаиы развития и эволюция организационной структуры. 18
1.2. Формирование и развитие творческого коллектива. 66
1.3. Аудитория театра - состав и методы организации. 99
1.4. Репертуарная политика и творческий метод 121
— —
Глава 2. Творческие поиски Малого Оперного театра в контексте I сК
I
1*0 6- Ни, *
культурной политики советского государства 168
2.1. «Новости дня»: МАЛЕГОТ, Хиндемит и Мейерхольд -несостоявшееся сотрудничество 170
2.3.«Великая дружба»: спектакль и постановление. 214
Заключение 246
Список использованных источников 262
Введение
Осознание советского периода как завершившегося цикла исторического развития нашей страны вызывает сегодня полярные реакции: от ностальгии по ушедшей эпохе до полного отторжения ее ценностей. К числу исторических лакун относится период конца 1920-х - конца 1940-х годов - время значительных изменений как в области художественного языка театра и музыки, так и во взаимоотношениях между государством и театром. Сегодня очевидно, что политическая ангажированность авторов книг и статей, созданных в советский период, столь велика, что не позволяет воссоздать процессы, происходящие в сфере музыкального театра, без пересмотра ключевых оценок и проверки фактов. Вместе с тем, если художественный авангард первого послереволюционного десятилетия привлек исследователей уже в 1960-1980-х годах, то интерес к развитию художественной культуры в период наивысшего идеологического контроля, к тем неоднозначным процессам, которые происходят в советском искусстве в это время, обнаружил себя лишь в последние десятилетия.
История Ленинградского Малого оперного театра (МАЛЕГОТа) становилась объектом изучения в значительно меньшей степени, нежели творческий путь Большого или Кировского театров. Такую ситуацию следует признать парадоксальной, ибо именно в этот период в МАЛЕГОТе был создан целый ряд спектаклей, позволяющих говорить о нем как об одном из мировых центров художественных поисков в оперном жанре XX века.
5) Интерес ко всем государственным театрам так велик, что, несмотря на относительную пустоту Петрограда в смысле населения все спектакли идут при переполненных сборах [так в оригинале - К.У.], чего даже в половинной мере не дают оставшиеся не закрытыми согласно декрету театры» \
Важным аргументом в пользу сохранения театра Экскузович полагает и то обстоятельство, что оркестр Михайловского театра в некоторых случаях используется для расширения состава оркестра Мариинского театра и участвует в спектаклях Александрийского театра «Маскарад», «Светлый Бог» и других.
В письме отражена одна из значительных повседневных проблем послереволюционного Петрограда - нехватка дров, необходимых для отопления. Дрова в государственных театрах заготавливались централизованно, однако зимой 1919-1920-го их остро нехватает, и Экскузович обращается в Центротеатр с просьбой уменьшить количество спектаклей в Михайловском театре с целью экономии дров.
«8) Помимо полного нарушения настоящим декретом автономии Государственных театров, - завершает свое послание управделами,- нам совершенно не понятны художественные мотивы, по которым фарс Сабурова, различные миниатюры, частная оперетта Ростовцева <...и др>
1 Письмо управделами Гостсатров И.В.Экскузовича в Центротеатр // ЦГАЛИ СПб, ф. 260, оп. 1, д. 88, л. 30.
остаются жить при обречении на гибель одного из больших Академических театров»
Несмотря на протест Экскузовича, театр был закрыт 2 декабря 1919 года. Это неудивительно - в Петрограде время самое напряженное с точки зрения отопления, снабжения продовольствием и т.д. Однако наиболее печальные прогнозы, к счастью, не сбылись, и он вновь открылся 13 апреля 1920 года2. Таким образом, бездействие Михайловского театра продолжается в течение четырех с половиной месяцев, на протяжении которых он меняет свое имя.
Тем временем 1 января 1920 года Постановлением Малого Совнаркома утверждаются новые названия академических театров: Мариинский театр отныне именуется Государственным Академическим театром Оперы и Балета, Александринский театр - Государственным Академическим Драматическим театром. Михайловский театр переименован в «Государственный академический театр комической оперы» 3. Руководство тремя театрами осуществляет Дирекция Петроградских государственных театров.
В соответствии с веяниями времени утверждаются официально принятые аббревиатуры: ГАСАКТЕАТРЫ, ГАТОБ, ГАКДРАТ и ГАТЕКОП. Лишь одной из них была суждена жизнь достаточно долгая - вплоть до присвоения ГАТОБу имени С.М.Кирова.
1 Там же.
2 Фи наги н Л.В. 15 лет работы Государственного Малого оперного театра. Рукопись //
СПб ГМТиМИ, ф. 69, ед. хр. 14, л. 3.
3 О переименовании академических театров // Вестник Государственных академических театров. 1920. №1.15 янв.
- Київ+380960830922