Ви є тут

Алиса Коонен: начало пути

Автор: 
Коган Анна Владимировна
Тип роботи: 
начало пути
Рік: 
2004
Артикул:
173086
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I: Алиса Коонен в школе Художественного театра 10
§ 1.1905- 1906 10
§ 2.1906- 1907 16
§3.1907- 1908 34
Глава II: Алиса Коонен - актриса Художественного театра 51
§ 1.1908- 1909 51
§2.1909-1910 66
§3.1910-1911 74
§4.1911-1912 80
§ 5. «Гамлет» 97
§6.1912-1913 136
Заключение 172
Библиография 176
Указатель имен 183
2
Введение
I. Общая характеристика работы Актуальность исследования обусловлена:
• интересом театроведения и широкого круга читателей к личности Алисы Коонен;
• отсутствием исследований начального периода жизни и творчества Алисы Коонен, когда она училась и работала в Художественном театре;
• значительным интересом практиков театра к «яркой театральности» и творческому наследию Л.Коонен и А.Таирова.
Начало пути великой трагической актрисы Алисы Коонен в Художественном театре представляет интерес не только для специалистов-театроведов, но и для большого круга читающей публики, проявляющей заметное внимание к мемуарам и подробным биографиям. Мемуары А.Г.Коонсн «Страницы жизни»1 по праву считаются одной из лучших книг
0 театре и жизни творческой интеллигенции России первой половины XX века. Конечно, велик интерес и к тому, что осталось за пределами этих «Страниц». Алиса Коонен считала, что творчество неотделимо от личной жизни. В силу различных причин в книгу А.Г.Коонсн не вошел ряд эпизодов, которые она планировала осветить в своих мемуарах, что-то осталось недосказанным, сместились акценты. Многие события, описанные в книге, не датированы, расставлены в произвольном порядке.
Но поводу пребывания А.Коонен в МХТ в театроведении сложился ряд представлений, требующих, по нашему мнению, значительной корректировки. Отдельно и глубоко этот период жизни Алисы Георгиевны никогда не исследовался. Большинство работ, вскользь касавшихся этой темы, опирается на письма Станиславского, где он довольно резко высказывается по поводу ухода Коонен из МХТ, видя главную причину только в высоком жаловании, предложенном актрисе в Свободном театре. Между тем, проблема ухода от Станиславского учеников и сотрудников является очень сложной и обширной темой, волнующей современных
1 Коонен Л.Г. Страницы жизни.-М.: Искусство. 1975.
После призыва Немировича выбирать отрывки Алиса Коонеи не спала всю ночь: «Перебирая в памяти любимых героинь и примеривая их к себе, я наконец остановила свой выбор на Гильде из «Строителя Сольнсса» и Орлеанском деве. Кроме того, я мечтала работать над двумя монологами... проповедью Бранда и последним монологом Чацкого. То, что они принадлежали мужчинам, нисколько не смущало меня: я считала, что мысли, в них заложенные, с полным правом могла бы высказать и женщина»69. Немирович-Данченко, узнав об этих планах ученицы, сказал, что для Тильды и Орлеанской девы Алиса «еще слишком молода, неопытна»70, что у нес не хватит техники. По поводу же Бранда и Чацкого он сказал, что не понимает, почему се тянет к мужским ролям. Алиса попыталась настаивать, но безуспешно. Вскоре она узнала, что Немирович назначил ей в работу Леля в «Снегурочке», Раутендслсйн в «Потонувшем колоколе» и Зизи в водевиле «Слабая струна». Выбор последнего отрывка, вероятно, был обусловлен тем, что «в 1906 году Станиславский захотел попробовать с учениками школы водевиль. Вероятно, он думал проверить путь актерского развития, который сам прошел в юности в любительских спектаклях. До конца дней он будет считать водевиль важным этапом актерского воспитания. Немирович-Данченко не мог разделять этого мнения, потому что среди водевилей встречалось мало произведений настоящей литсратурЕл. Его credo было воспитание aicrcpa на серьезной литературной основе. Станиславский свидетельствует, что Немирович-Данченко боялся «порчи актеров» водевилем. Сам же он [Станиславский] в данный момент считал, что водевиль внесет в школьную программу необходимое ей новшество. Договориться им 6елло невозможно. У них были разные взгляды на воспитание актера»71, - пишет O.A.Радищева.
В этом сезоне ученикам уделяли уже гораздо больше внимания. В перерывах между репетициями и спектаклями назначались занятия по пению, пластике, фехтованию. Уроки пения сразу разочаровали Алису. Константин Сергеевич был совершенно убежден, что занятия с Фанни
6> Коонсн А.Г. Страницы жизни. - С. 35.
70 Там же. - С. 35-36.
71 Радищева O.A. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений, 1897-1908.-С. 337.
Карловной Татарнновой, разработавшей, по его мнению, какой-то особый метод, будут увлекательны и очень полезны для учеников: «Заключался этот метод в том, что мы должны были петь гаммы и все упражнения на букву «у». Это «уканье»... оказалось невероятно унылым и в то же время очень смешило нас. Особенно забавно было смотреть, как тянули гаммы наши мальчики, старательно выпячивая губы; вместо пения у них получался какой-то жалобный вой, который был слышен во всех углах театра»72. Один из «мальчиков» - А.А.Мгебров - оставил более серьезное описание занятий Тагариновой с учениками: «Система Фанни Карловны заключалась в том, что она выбирала из регистра вашего голоса двс-три средние ноты и, ежедневно в пределах только этих двух-трех нот, путем вокальной установки звука преимущественно на букву «У», таким образом и ставила голос... [С учениками школы] Постоянно занималась одна только ...Татаринова. У нес и собирались мы каждый день на четверть часа около рояля»73. Но Алиса Георгиевна предпочла другого учителя пения. По рекомендации матери (когда-то ученицы Консерватории по классу вокала), Кооисн брала уроки у Я.Г.Лосева - прекрасного певца и педагога. Лосев был учеником Мазетти и «превосходно ставил дыхание»74, что очень помогло Коонен в дальнейшей актерской работе. Алиса Георгиевна вспоминала, что в короткий срок «сделала такие успехи, что даже участвовала в публичном экзамене его (Лосева] учеников в Политехническом музее, заменив заболевшую исполнительницу, спела Марту в отрывке из «Фауста». Не зная ни одной ноты, я пела по слуху, чем немало удивила членов экзаменационной комиссии. Решив, что «уканье» ничего мне дать не может, я под всевозможными предлогами стала пропускать занятия»75. Ф.К.Татаринова была весьма недовольна своей нерадивой ученицей. В «Материалах о занятиях учащихся курсов по сольному пению»-учебных журналах, которые вела Татаринова и, видимо, предоставляла в качестве отчетов Станиславскому, - сказано: «Коонен с музыкой знакома, брала уроки пения. Голос вибрирует, но достаточно
72 Коонен А.Г. Страницы жизни. - С. 41.
73 Мгебров Л.Д. Жизнь в театре: В 2 т. - М.-Л.: Academia, 1929-1932. - Т. I. - С. 217,214.
,J Коонен А.Г. Страницы жизни. - С. 41.
75 Там же.