Ви є тут

Театральная афиша в России: опыт истории от возникновения до 20-х годов XX века

Автор: 
Лапина Ксения Валентиновна
Тип роботи: 
опыт истории от возникновения до 20-х годов XX ве
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
184
Артикул:
173028
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Театральная афиша XVIII века.
1 .Первые театральные анонсы.
2. Афиша петровской эпохи.
2.1 Афиша первого публичного театра и домашних придворных театров петровского времени.
2.2 Афиша иностранных гастролеров.
3. Афиша «вольных» публичных иностранных трупп и артистов 1730-1760-х гг.
3.1 Афиша эпохи Анны Иоанновны.
3.2 Афиша немецких комедиантов.
4. «Афишная» функция театральных изданий.
4.1 Программы школьных спектаклей начала XVIII века.
4.2 Сценарии комедий дель арте 1730-х годов.
4.3 Либретто опер, представленных при русском дворе в 1730-1750-е
гг.
5. Афиша императорских театров.
5.1 Афиша «Русского для представления трагедий и комедий театра» 1756-1759 гг.
5.2 Афиша императорских театров с 1783 года.
5.3 Афиша петербургского театра конца XVIII века.
6. Афиша московского театра конца XVIII века.
7. Изобразительные особенности афиш XVIII века.
ГЛАВА ВТОРАЯ. Афиша домашних театров конца XVIII — первой половины XIX века.
1. Афиша «благородных» любителей.
2. Афиша крепостного театра.
3
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Афиша двух столиц с начала XIX века - до конца 1920-х годов.
1. Афиша императорских театров XIX — начала XX века.
1.1 Роль афиши в начале XIX века.
1.2 Афишная монополия.
1.3 Подписка на афиши.
1.3.1 Подписка в Санкт-Петербурге.
1.3.2 Подписка-в Москве.
1.4 Способы распространения афиш императорских театров.
1.5 Афиша о продаже билетов в императорские театры.
1.6 Реклама театральных изданий на афишах императорских театров.
1.7 Мобильность и регулярность афиши императорских театров.
1.8 Макет афиши императорских театров.
1.9 О порядке спектаклей на афишах императорских театров.
1.10 Бенефисная афиша императорских театров.
1.11 Афиша иностранных трупп императорских театров.
1.12 О правилах поведения зрителей в императорских театрах.
1.13 Программа императорских театров.
1.14 Оформление афиши императорских театров.
2. Афиша столичных частных театров последней трети XIX -начала XX века.
2.1 Афишная ситуация после отмены монополии 1882 года.
2.2 Афиши спектаклей частных театров развлекательного направления.
2.3 Афиши частных драматических театров.
2.4 Афиша частных антреприз.
2.5 Отличительные особенности афиш частных театров.
2.6 О технических новинках на афишах частных театров.
2.7 О требованиях к зрителям на афишах частных театров.
14
Устные уведомления имели различные формы, в том числе рассчитанные на визуальное и слуховое восприятие. Так, в первой половине XVIII века в Санкт-Петербурге на масленицу служители царских конюшен разыгрывали Российскую комедию, для информирования о которой публики в окне вывешивался бумажный фонарь, и играли на рожках.28 Позже, в императорских театрах, со сцены объявляли «анонсы» о предстоящих спектаклях.
Дальнейшее распространение устные оповещения получили на ярмарках и гуляньях. Во второй половине XVIII века на ярмарках в балаганах гастролирующих иностранных развлекателей для привлечения зрителей использовалось «визуальное» оповещение: не знающий русского языка паяц с балкона демонстрирован публике комическую пантомиму, различные трюки и фокусы. С середины 1820-х годов его сменил российский «зазывала», т.к. словесное приглашение привлекало зрителей гораздо лучше.“ Позже образуется амплуа балконный дед-зазывапа, ставшее особо популярным 1840-1870-е гг. А в последнюю четверть XIX века возникает новый жанр - «раус»: для того чтобы заинтересовать посетителей на балконах балаганов несколькими актерами разыгрываются небольшие сатирические сценки30.
История появления и бытования печатной афиши.
Печатная театральная афиша зародилась в Европе. В книге
В.К. Мюллера о театре времен Шекспира есть упоминание о своеобразных афишах елизаветинского времени. Для оповещения публики о том, какая пьеса будет представлена се вниманию, актеры «стали вывешивать на сцене, вероятно, где-нибудь около балюстрады верхнего балкона title (заглавие), т.с. плакат, или дощечку где крупными буквами изображалось заглавие пьесы»31. Кроме того, существовали афиши - «bills» (афиша, реклама), которые развешивались на столбах по городу. Английский проповедник Джон Нортбрук в своем трактате «против игры в кости, танцев, пьес и
15
интерлюдий и прочих праздных увеселений», напечатанном в 1579 году, упоминает об афишах развешиваемых по городу: «Они (комедианты - K.J1.) вывешивали афиши на столбах за несколько дней до представления, склоняя народ к выбору их театра»/'2
Регулярные театральные извещения — афиши — стали печататься во Франции во времена Великой революции (1789г.). До этого существовали pancarte - объявление о спектакле, помещенное у дверей театра, шутовские объявления со сцены, картины, выставленные около театра и изображающие содержание представления. На первых афишах не обозначались имена авторов и актеров, а говорилось о приглашении на представление от имени компании комедиантов'3.
Эволюция форм, содержания и внешнего вида театральной афиши была обусловлена двумя моментами: развитием полиграфического
производства и необходимостью взаимодействия с публикой в театрах различных типов. Афиша, была ли она сугубо текстовой или являлась произведением художника, имела своей целыо привлечь зрителя на спектакль. Театральная афиша во все времена составлялась таким образом, чтобы зритель увидел ту информацию, которая была способна его заинтересовать. В каждый период времени театральная афиша выполняла по отношению к театру различные задачи - от простого сообщения о представлении, до художественного произведения, создающего образ спектакля.
Обращаясь к вопросу терминологии, следует разъяснить, что до конца XIX века афиша также выполняла и роль театральной программы. Афиши одного тиража (а стало быть, и одного формата) вывешивались на улицах и раздавались зрителям. Программы, как отдельный жанр, оформились в последнее десятилетие XIX века.