Ви є тут

Текст спектакля и контекст эпохи: советский театр 60-х годов читает русскую классику

Автор: 
Шалашова Анна Владимировна
Тип роботи: 
советский театр 60-х годов читает русскую классик
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
256
Артикул:
173022
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение ...................................................... стр. 3
Глава первая .................................................. стр. 15
Глава вторая .................................................. стр. 45
Глава третья ................................................. стр. 83
Г лава четвертая............................................... стр. 110
Заключение..................................................... стр. 204
Библиография................................................... стр. 221
Приложение № 1 .................................................стр. 226
2
Введение
Театр 60-х годов мы смело можем назвать «золотым фондом»
русской культуры XX века. Для русского театра 60-е были прекрасной
эпохой. Это была пора истинных свершений и побед. В развитии
сценического искусства этот период удивительным образом сумел
соединить в себе традиции прошлых лет и рождение новых театральных
идей, отзвук которых мы слышим и в сегодняшней театральной жизни.
Сложившиеся тогда театральные течения определяют эстетический *
процесс второй половины века в жизни нашего театра. Становление и «взросление» большей части сегодняшних художественных
руководителей московских театров, пришлось именно на эти годы (Ю. Любимов, О. Табаков, Г. Волчек, П. Фоменко, В. Андреев, Ю. Соломин, А. Ширвиндт, М. Захаров, П. Хомский).
Шестидесятые годы несут на себе особую печать, характерные черты; художник этой эпохи отмечен определенным знаком.
Шестидесятые подводят итог тем процессам, которые начали
складываться в стране после смерти Сталина — тому периоду нашей истории, который с легкой руки И. Эренбурга был назван «оттепелью». Страна, которая отходила от войны, тюрем и ссылок, которая отвыкала от тотального страха и снова училась жить, создавала новое искусство.
Шестидесятые — очень важная, переломная и драматическая эпоха в истории страны. Здесь сосредоточились и начало будущей эпохи «развитого социализма», и подводные течения, которые привели нас к «перестройке»; здесь и столкновение разных ритмов истории, и резкая перемена социального климата, и стремительное сползание общества в эпоху застоя. 60-е — это огромное количество разных, казалось бы, исключающих друг друга событий, явлений, ощущений, настроений в жизни и искусстве. Шестидесятые — путь от абсолютной эйфории, солнечно-кричащего оптимизма, максимального проживания счастья до
Было предпринято два важных и решительных шага. Во-первых, во всеуслышание было объявлено о том, что «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» — гарантия будущего стабильного и прогрессивного, и, во вторых, принято решение вынести тело Сталина из мавзолея Ленина.
Хрущев, вычерчивая границы «новой правды» в деле десталинизации, дрожащей, неуверенной рукой рисовал сбивающуюся в синусоидах линию. Еще когда бессонными зимними ночами 1956 года партийное руководство решало, стоит ли открывать народу и партии правду или же лучше давить эту правду по капле, ища «трезвого подхода»: «чтобы не развязать стихию, редакцию доклада преподнести политически. Хладнокровно надо подойти, чтобы 30-летний период не смазать»11. Уже тогда естественным образом Хрущев понимал, что Слово говорить надо: «На 21-м уже будет поздно, если мы вообще сумеем дожить до этого времени и с нас не потребуют ответа раньше»12. Понимать-то Хрущев понимал и Слово произнес, но состояние растерянности, неукоренности общественного настроения не чувствовать также не мог. Наверно, этим во многом объясняется решение вынести Сталина из мавзолея — казалось бы, последняя точка, решительный рывок-итог в деле десталинизации. Многие историки видят в этом поступке истоки будущего снятия Хрущева: «В 1964 году он проиграл не только потому, что заговорщики оказались хитрее и изворотливее, но и по той причине, что «глас народа» оказался не на его стороне. Вынос тела Сталина из мавзолея не простили ему не только и не столько номенклатурные сталинисты, сколько толпа, которую решили предмета поклонения»13. Партия свергла одного кумира и,
11 Слова Кагановича. Рабочая протокольная запись заседания Президиума ЦК КПСС от 9.02.56 о сообщении комиссии Поспелова // Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы: В 3 т. Т. 1. М., 2000. С. 349.
12 Хрущев Н.С. Воспоминания. Избранные фрагменты. М., 1997. С. 294.
13 Аксютин В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953— 1964 гг. С.183.
24
отлично понимая, что в «вопросе идеологической пропаганды» образуются пустоты и зияющие дыры, взяла курс на возвращение к ленинским — «истинным», «несокрушимым», «по-настоящему правдивым» нормам жизни. Многомиллионному советскому народу в одночасье придумали новую легенду: был мудрый и великий Ленин, потом пришел злой Сталин и извратил истинные ленинские идеи и смыслы. Образ Ленина в мифологическом народном сознании приобретал новые черты — человеческие, вполне доверительные, почти домашние. В 60-е советские люди заново узнавали, что оказывается Ленин любил детей, животных, у него были добрые глаза и удивительный смех; огромными тиражами выходят книжки-рассказы, где Ленин запросто разговаривает с простыми людьми — часовым, уборщицей... Страна заново кинулась изучать революцию. И основной вопрос, который удивительным образом, с неподдельной искренностью возникал в общественном сознании, это «как же так вышло, что это прекрасное, героическое, правдиво начатое дело обратилось преступным кровавым обманом?» Вместо того, чтобы сформулировать наконец, назвать, определить истоки и смысл нашей современной истории, понять, что советская власть с 1917 года вела гражданскую, бесчеловечную, беспринципную войну с собственным народом, — была снова предложена якобы спасительная ложь. Соблазнительно было думать, что произошел трагический сбой, ошибка в пути. А в начале этого прекрасного пути все было сделано и задумано правильно, прогрессивно, гуманно. Намерения революционеров — тех, истинных, соратников Ильича, были, несомненно, честны, помыслы — грандиозны и поэтичны. Так в истории нашей страны в который раз произошла трагическая сбивка, подмена и правды-истины, и правды-справедливости. Была, вероятно, реальная возможность изменить вектор развития, но этот шанс страна опять пропустила. Начатые реформы были совершены наполовину и приостановлены. Государство побоялось