Ви є тут

Театральная концепция и режиссерско-сценографическая деятельность Адольфа Аппиа

Автор: 
Ульянова Анна Борисовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
175
Артикул:
133063
179 грн
Додати в кошик

Вміст

X/
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Адольф Аппиа и наследие Рихарда Вагнера: 1892-1897 15
Глава II. Первые экспериментальные постановки: 1900-1904 41
Глава III. Сотрудничество с Эмилем Жак-Далькрозом: 1906-1914 58
Глава IV. Вагнерианский театр Аппиа: 1923-1925 118
Заключение 157
Список использованной литературы 161
Введение
Процессы, начавшиеся в европейском театре с середины XIX века, непосредственно связаны с глобальными историческими перипетиями. В Европе развеялись почти все иллюзии об освобождении искусства от правил, ограничений и догм, возникшие в результате влияния Великой французской революции на творчество крупных новаторов в области художественной теории и практики. На передний план выдвинулись задачи, постановка которых была обусловлена,неразрешимостью общественных и политических проблем. Наука, отрицавшая божественное происхождение человека (Чарльз Дарвин «Происхождение видов», 1859), и подкрепляемая формирующейся философией позитивизма (Огюст Конт, Герберт Спенсер, Ипполит Тэн), пошатнула религиозные устои: «Бог умер» - провозгласил Фридрих Ницше. Надвигался XX век - время великих потрясений: войн, революций и масштабных научных открытий. Прогрессирующее мыслящее человечество погружалось в науку как в новую религию, тем более привлекательную, что место Творца в ней занимал человек. В театре роль «творца искусства» окончательно принимает на себя относительно новая фигура - режиссер, а его творчество - авторская режиссура — ставит своей целью «достичь формирования сценического целого через единое и индивидуальное художественное сознание»1. В западной Европе на переходе от XIX века к веку XX «режиссерский театр заявил о себе в "археологизме" Чарлза Кина,
о
"историзме" мейнингенцев и, наконец, натурализме Андре Антуана» . Натурализм успел реализовать в театре позитивистские идеи, однако, это направление, порой не чуждавшееся крайностей, со временем разочаровало в себе и зрителей, и театральных деятелей. Ведущим направлением,
1 Владимиров С.В. Об исторических предпосылках возникновения режиссуры // У истоков режиссуры: Очерки из истории русской режиссуры конца XIX - начала XX веков JI., 1976. С.59.
2 Максимов В.И. Французский символизм - вступление в двадцатый век // Французский символизм: Драматургия и театр. Пьесы. Статьи. Воспоминания. Письма. СПб., 2000. С.6.
Глава I. Адольф Лппиа и наследие Рихарда Вагнера.
15
О великом Рихарде Вагнере написано так много, а его творчество рассмотрено со столь разных сторон и так подробно, что к этому практически невозможно что-либо добавить. «Книги, написанные противниками Вагнера и его защитниками, составили целую библиотеку. Биографии Вагнера, монографии о нем - это необозримое морс литературы, и трудно найти событие в жизни композитора, чрезвычайно важное или совсем малозначительное, которое не было бы тщательно изучено и подтверждено документами»1.
Рихард Вагнер - «в высшей степени национальный художник, воплощение
2 г0 у
истинно германского гения» - только на рубеже XIX-XX веков начинает восприниматься как гений интернациональный. Так, например, во Франции ггри жизни Вагнер «был признан ... весьма немногими и- массового театрального успеха вовсе не имел»3. Одним из поклонников творчества композитора был Шарль Бодлер, во многом- предсказавший путь развития французского вагнерианства. Восхищенный Бодлер писал Вагнеру о его музыке, что, услышав се, тотчас «признал эту музыку как всякий признает то, что ему суждено полюбить»4.
Слава композитора начала расти сразу же после его смерти (1883), одним из оплотов вагнерианства этого периода стал Париж. Интерес к творчеству Вагнера охватил Францию в 1885 году, когда молодой поэт-символист Эдуар Дюжарден основал журнал под названием «Revue wagnérienne» («Вагнеровское обозрение»), целью которого была пропаганда идей, творчества и деятельности Вагнера. Вокруг Дюжардена собрались выдающиеся символисты - поэты, прозаики, художники. В ту пору
1 Галь Г. Брамс, Вагнер, Верди: Три мастера-три мира. М., 1986. С. 179.
2 Бобылева A.J1. Театральная утопия А.Аппиа // Аппиа А. Живое искусство. М., 1993.С. 16.
3 Там же.
4 Lettre de Baudelaire à Wagner (17 février 1860) // Baudelaire Ch. L’art romantique :
Littérature et musique. Paris, 1968. P.264.
16
завсегдатаями Байройта1 были такие «пламенные» вагнерианцы-французы как Огюсг Вилье де Лиль-Адан, Эдуар Шюре, Катюль Мендес и другие2. Обстановка политической реакции 80-х - 90-х годов XIX века, вызвавшая во Франции идейный кризис, привела к тому, что страна «испытывала глубокую потребность в искусстве героическом, мужественном, жизнеутверждающем»3. Под это определение идеально подходило творчество Вагнера. Вослед романтикам, для символистов-вагнерианцев, среди которых было много художников и поэтов, «музыка, - подчеркивает
A.A. Гозснпуд, - являлась искусством, способным выразить то, что не подвластно слову или краске»4. Здесь Гозснпуд почти дословно передает мысль. Бодлера, который писал: «Я часто слышал, будто музыка не может похвалиться способностью передавать что-либо с уверенностью, свойственной слову или краске. В некотором отношении это верно, но не совсем. Она передает на свой лад и своими средствами. В музыке, как и в живописи, и даже как в печатном слове ... всегда есть некая лакуна, восполняемая воображением слушателя»5. Однако, свободу слушательского и зрительского воображения ограничивали реальные театральные постановки, произведений Вагнера, которые содержали’ «противоречия между символизмом его драм, и их реалистическо-иллюзионистской реализацией на сцене»6. В конечном итоге «Вагнср-музы кант одержал частичную, непреднамеренную и подсознательную победу над Вагнером-постановщиком»7, потому что поклонники «не случайно ... предпочитали
1 В диссертации используется современная транскрипция, написание Байрейт и Байрёйт сохраняется в цитатах.
2 Взгляды Вагнера сыграли огромную роль, например, в развитии театральной концепции Стефана Малларме, одного из главных теоретиков символизма во Франции. См.: 'Гишунина Н.В. Малларме и Вагнер// Эстетические идеи в истории зарубежного театра: Сб. научн. трудов. Л., 1991. С.87-98.
3 Гозснпуд A.A. Рихард Вагнер и русская культура. JL, 1990. С.210.
4 Там же. С.211.
5 Baudelaire Ch. L’art romantique : Littérature et musique. Paris, 1968. P.269.
6 Горович Б. Оперный театр. Л.. 1984. C. 145.
7 Там же. С. 153.