Ви є тут

Библиотека для чтения: русская театральная критика 30-х годов XIX века

Автор: 
Павлова Вера Евгеньевна
Тип роботи: 
русская театральная критика 30-х годов XIX века
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
345
Артикул:
173017
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение
Глава I. Пространство и время Глава И. Культура. 1830-е годы Глава III. Журналистика
стр. 2-18 стр. 19-55 стр. 56-95 стр. 96-119
Глава IV. Лейтмотивы театральной критики 1830-х годов стр. 120-200
Приложения:
Приложение I. «Библиографический указатель статей гуманитарного направления в журналах и газетах за 1820-е - 1830-е годы» стр. 1-80 Приложение II. Таблица основных периодических изданий Москвы и Петербурга (журналы, газеты, альманахи, сборники) гуманитарного направления за 1820-1840 гг. стр. 81-88
Приложение ІИ. Сводная таблица статей о театре в журналах и газетах Москвы и Петербурга: 1831 -1836 гг. стр. 89-131
Заключение
стр. 201-208 стр. 209-214
Библиография
2
Введение
Тридцатые годы XIX века - одна из самых значительных вех в истории русской художественной жизни. Культура третьего десятилетия богата такими именами как А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Лермонтов, М. Глинка, К. Брюллов, А. Иванов, В. Белинский, В. Каратыгин, П. Мочалов, М. Щепкин, и вместе с тем ~ это период интенсивного развития «массовой культуры». Это время появления эпохальных произведений в искусстве: от «Маленьких трагедий», «Капитанской дочки» А. Пушкина до «Ревизора», Петербургских повестей Н. Гоголя, от «Маскарада», «Демона» М. Лермонтова до «Литературных мечтаний» В. Белинского, от трудов А. Хомякова и И. Киреевского до публикации первого «Философического письма» Г1. Чаадаева. И одновременно 1830-е годы - эпоха водевиля и мелодрамы в театре. Это время «догорающего» романтизма и стремительного формирования полифонического мышления реалистического стиля. Вес в эти годы переплелось: политический догматизм власти и философская утопия славянофилов, давление цензуры и публикация важнейших литературных произведений, критических статей, русский идеализм и идеологический контроль, практика домашних арестов.
Тридцатые годы стали временем активного становления «русской мысли» и, как одно из следствий этого процесса, бурного развития журналистики. Исследователи уже давно назвали это время «эпохой журналов». Именно тогда общество осознает в полной мере значение печатного слова. Пресса пытается влиять па образование общественного мнения, часто манипулировать им: просвещая, направляя, ориентируя читателя в пространстве действительности и искусства.
Каждый серьезный журнал манифестирует круг собственных идей и проблем, декларирует свою позицию, обладает оригинальной социокультурной программой. В эти годы функционируют такие периодические издания как «Сын отечества», «Северная пчела», «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду», «Библиотека для
32
это был своего рода двойной фильтр западных влияний, о котором вспомнили во времена Николая. Меры по надзору за печатью и просвещением, какие существовали при Александре I, уже не подходили. За печатью теперь стремились не надзирать, ее стремились останавливать и прекращать.
Ниже просто перечислю в качестве примеров ряд цитат, принадлежащих людям того времени, наглядно выражающих этот «диалог» власти и общества.
• Рецензент статьи Киреевского «Девятнадцатый век», ставшей причиной закрытия журнала «Европеец»: «... Оная статья, невзирая на ее нелепость, писана в духе самом неблагонамеренном...» (18, 139).
• В. Е. Якушкин об одном из цензурных предписаний: «Самым решительным образом запрещались «критики, как бы благонамеренны ни были, на иностранные книги и сочинения, запрещенные и потому не должные быть известными» (18, 144).
• О статьях по русской истории: «Сочинения и статьи, относящиеся к смутным явлениям нашей истории... и напоминающие общественные бедствия и внутренние страдания нашего отечества, ознаменованные буйством, восстанием и всякого рода нарушениями государственного порядка, при всей благонамеренности авторов и статей их, неуместны... и оттого должны быть подвергаемы строжайшему цензурному рассмотрению и не иначе быть допускаемы в печать, как с величайшей осмотрительностью. ..»(18, 144).
• В. С. Иконников об университетах: «Деканы должны были возможно чатце посещать лекции и за малейшее отступление /от тана лекции - В. /У./, хотя бы то было и безвредное, доводить о том до сведения ректора» (18, 158).
• Из цензурного распоряжения: «Имея ввиду опасения, что под знаками нотными могут быть скрыты злонамеренные сочинения..., главное управление цензуры, для предупреждения такого злоупотребления,
33
предоставило цензурному комитету... обращаться к лицам, знающим музыку, для предварительного рассмотрения нот» (18, 145).
• Пушкин в дневнике 1834 года: «Телеграф запрещен. Уваров представил государю выписки,... обнаруживающие неблагонамеренное направление, данное Полевым его журналу... Жуковский говорит: - Я рад, что «Телеграф» запрещен, хотя жалею, что запретили. «Телеграф» достоин участи своей; мудрено с большей наглостию проповедовать якобинизм перед носом правительства, но Полевой был баловень полиции. Он умел уверить ее, что его либерализм пустая только маска» (57, VIII, 42-43).
• Пушкин в дневнике 1834 года: «Однако какая глубокая безнравственность в привычках нашего правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться... Что ни говори, мудрено быть самодержавным» (57, VIII, 50).
• Н. Кутузов в записке 1841 года к Николаю I: «Государь! Есть нравственное чувство, которое ведет войско к победам, так точно есть нравственное в гражданском управлении, которое устраивает, оживляет и делает счастливым государства». (18, 212).
• Герцен об эпизоде в день коронации Николая I: «Николаю тогда было около тридцати лет, и он уже был способен к таком}' бездушию» (14, 115).
• Герцен в статье «Движение общественной мысли в России»: «Центром политической науки Николая была казарма и канцелярия. Слепая и лишенная общего смысла дисциплина, соединенная с бездушным формализмом15... Это была самая простая и грубая форма деспотизма» (18, 10).
Подводя итоги: неблагонамеренное, вредное общество и
безнравственная, бездушная власть - вот, как отражали друг друга эти два мира, разобщенных при Николае I. Конечно, речь может идти только об образованной части общества, и даже о ее верхнем слое. Ведь среди
15 Выражение «бездушный формализм» станет устойчивым определением по отношению к эпохе Николая и будет употребляться уже без кавычек, как это делает, например, Гершензон (см. выше).