Ви є тут

Город и театр : Эволюция системы правовых и организационно-управленческих взаимоотношений, ХIХ в.

Автор: 
Мостовая Галина Ивановна
Тип роботи: 
Эволюция системы правовых и организационно-управл
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
211
Артикул:
173098
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3-21.
ПЕРВАЯ ГЛАВА. Становление городских театров (1775-1870г.г.)........22-99.
1.1. Появление городских театров..........................25- 43.
1.2. Городская Театральная комиссия.......................43-65.
1.3. Дирекция городского театра...............................65-82.
1.4. Театр и зритель в исследуемые годы.......................82-99.
ВТОРАЯ ГЛАВА. Развитие сети городских театров (пос. треть XIX в.). 100-169.
2.1. Открытие городских театров............................ 102-117.
2.2. Городская Театральная комиссия.........................117-130.
2.3. Городская Театральная комиссия или Управа?.............130-137.
2.4. Две формы заведования городским театром................137-155.
2.5. Театр и зритель в исследуемые годы.....................155-169.
ЗАКЛЮЧНИБ.....................................................170-177.
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................178-193.
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................194-211.
3
Введение.
В «Словаре театра» опубликованном в Москве в издательстве «Прогресс» 1991 году Патрис Пави рассматривает 35 видов театра, ' оговариваясь при этом, что основой для его исследования послужила деятельность исключительно европейских театров на протяжении XV-XX веков. Несмотря на такую временную протяжённость основное развитие видового разнообразия театральной деятельности приходится, на XX век (17 из названных выше 35), что может быть соотнесено с определением театром своего места в усложнившейся инфраструктуре общества. Бурное развитие в XX веке средств массовой информации, в частности кино, телевидения и радио, повлияло на увеличение видового разнообразия театральной деятельности. Это может быть объяснено не столько желанием театра сохранить свою аудиторию, сколько потребностью дальнейшего развития театрального искусства. Деятельность театра, как социального явления определяется воздействием двух факторов: доминирующей внутренней тенденцией, определяющей процесс развития, и окружающей средой. Изучение условий окружающей среды, в которой происходит реализация каждого конкретного явления, способствует пониманию реально протекающих процессов, и объясняет своеобразие полученных результатов. В соответствии с тем, что жизнь сценического коллектива, как социального явления, определяется этими двумя факторами, представители науки о театре в последнее время все чаще признают целесообразность расширения рамок локального театроведения, ориентировавшегося в предыдущие годы на изучение деятельности театров с точки зрения сугубо искусствоведческих аспектов театрального процесса.
20
а не как множество разрозненных единиц, и определила его роль в общественной и культурной жизни России в период с 1860-1890 годов. В той же работе И.Ф. Петровская указала на существование во второй половине XIX века театральной системы в России и такой полноправной её единицы, как «провинциальный театр». Но она не выделяла во ' всем многообразии «провинциального театра» различные типы организации профессиональной театральной деятельности в провинции. Вероятно, это было обусловлено тем, что предметом исследования И.Ф. Петровской была деятельность этих театров с точки зрения взаимозависимости театральной репертуарной политики и зрительской аудитории, других сторон организации театрального процесса в соответствии с поставленной задачей она не касалась. Театры, осуществлявшие свою деятельность в провинции России, были объединены И.Ф. Петровской в один «провинциальный театр (на самом деле они имели некоторые отличительные особенности). Общие принципы, которыми руководствовались театральные деятели провинции, при составление репертуарной афиши своих театров, вне зависимости от типа организации театрального предприятия, были идентичны. Это и позволило И.Ф. Петровской при их изучении не останавливаться на типологии организационных форм театрального дела в провинции, а сосредоточиться на выявлении общих закономерностей формирования репертуара провинциальных театров с учетом их общественной значимости и в соответствии с интересами театральной публики. Мы же полностью согласны с Ю.М.Орловьгм, что «Без исследования организационно-экономических аспектов деятельности театра нельзя до конца понять особенности истории развития сценического искусства»10.
10 Орлов Ю.М. Организационные структуры русских драматических театров. М.. 1979, с,4.
Метод работы. В процессе исследования изучались фактологические материалы, мемуарные источники, теоретические труды, статистические материалы. В основу исследования был положен принцип историзма в познашш сложных социально - культурных явлений, дополненный методами сравнительного и структурного анализа. Использованная в диссертации методология позволила:
1)доказатъ, что «городской театр» был самостоятельной формой организации профессиональной театральной деятельности, с характерной для данного типа театров организационной структурой, развивавшейся в соответствии с внутренними законами и не в противоречии с государственными законодательными актами;
2)определить тип отношений, сформировавшийся между городскими театрами и городскими властями и городскими театрами и правительством, объяснявший не только определенную закономерность их появления, но и пути дальнейшего развития.