Ви є тут

Творчество Жюля Перро в Петербурге (1848-1859): к проблеме формирования музыкально-хореографической структуры академического балета

Автор: 
Федорченко Ольга Анатольевна
Тип роботи: 
к проблеме формирования музыкально-хореографическ
Рік: 
1848
Артикул:
173053
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................... 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Первые годы деятельности Перро в России (1848—
1851). Процесс становления музыкально-хореографических форм 28
ГЛАВА ВТОРАЯ. Формирование академической структуры балетного спектакля (1852-1855).......................................... 103
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Последние годы деятельности Перро в России (1855 -1858). Становление академической структуры балетного спектакля и закрепление музыкально-хореографических форм................... 167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................... 228
ПРИЛОЖЕНИЕ. Список балетов, поставленных Жюлем Перро в Петербурге..................................................... 233
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
237
/
э
ВВЕДЕНИЕ
Жюль Перро (1810-1892) - выдающийся деятель романтического хореографического театра, танцовщик и балетмейстер. Его творчество - одна из ярчайших страниц в истории европейского и русского балета 1830-х—1850-х гг. Вклад Перро в мировую художественную культуру бесспорен. Он был тесно связан с передовой литературой, поэзией, живописью, драматическим театром своего времени. Перро справедливо считают творцом жанра романтической хореографической драмы. В спектаклях этого жанра танец являлся главным смысловым и действенным фактором. Хореограф, вслед за своим выдающимся предшественником XVIII века Жан-Жоржем Новерром, стремился (и это ему в полной мере удалось) к драматизации танца, его органическому слиянию с пантомимой, к созданию действенного балета-пьесы.
В 1848 году, в возрасте 38 лет он приехал в Россию, которой отдал десять лет жизни - творческая деятельность Перро в Петербурге продолжалась (с перерывами) до 1859 года. К 1848 году Перро был уже знаменитостью, сформировавшимся мастером, признанным лидером хореографического искусства, его постановки с успехом шли на сценах почти всех европейских столиц. Поэтому, прежде чем исследовать петербургский период творчества Жюля Перро, предварим его кратким очерком деятельности хореографа до приезда в Россию: ведь именно в эти годы происходило формирование художественного облика балетмейстера.
Жюль Перро родился 18 августа 1810 года в Лионе, здесь же начал учиться в Танцевальной школе лионских театров, с 10 лет выступал в оперных дивертисментах и балетах Большого театра Лиона. Уже в одиннадцатилетнем возрасте Перро стал знаменит: он с успехом копировал и пародировал известнейшего в 1820-е годы во Франции акробата и танцовщика Шарля Мазюрье, а после ранней смерти Мазюрье в 1828 году Перро провозгласили «наследником» великого гротеска. Однако карьера акробага (пусть даже и
25
Императорских театров, либретто балетов, материалов периодической печати, воспоминаний современников, скрипичных «репетиторов», архивных документов. Этот метод позволяет создать наиболее объективную картину.
В исследовании использованы материалы фонда Дирекции Императорских театров, хранящиеся в Российском Государственном Историческом Архиве (РГИА). Прежде всего, это дела об ангажементах балетмейстера Перро (ед. хр. 11926, 12146, 12486, 12975, 13156, 14971) и «О службе балетмейстера Перро» (ед. хр. 13172), позволившие получить ценные фактографические сведения о творческой жизни хореографа в Петербурге, о его взаимоотношениях с Дирекцией, выявить и уточнить ряд датировок, связанных с пребыванием Перро в России.
Из архивных материалов ценными источниками для реконструкции спектаклей оказались сметы «О расходе сумм по гардеробу»1, в которых содержатся сведения о костюмах, обуви, аксессуарах, используемых в том или ином балете. Благодаря этой информации можно определить характер хореографии - решался ли эпизод средствами классического или характерного танца.
Важным и ценным материалом для анализа и реконструкции спектаклей является «репетитор» - рукописное переложение партитуры балета для одной или двух скрипок. Практика изучения репетитора как исторического источника, хотя и была заявлена ранее Ю.И. Слонимским2, в широкий научный обиход была введена петербургским исследователем балета А.Л. Свешниковой в диссертации, посвященной Артуру Сен-Леону (Санкт-Петербургская консерватория, 1999). «Репетитор подчас оказывается едва ли не единственным источником, хранящим информацию относительно самой хрупкой части
1 РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Ед. хр. 14901.
2 «Намерение воссоздать какой-нибудь балет неизменно приводит нас к единственному прямому и правильному источнику - нотному тексту балета (скрипичной партии), называемому «репетитором». <...> Положив в основу реконструкции нотный материал, сверив его со вторым источником - либретто, мы получим со всеми вариантами скелет хода действия и список танцевальных и полутанцевальных номеров» (Слонимский 10., «Сильфида». С. 3-4).
26
балетного спектакля - хореографического текста. На страницах репетитора, под нотными строчками, иногда можно найти крупицы сведений о хореографии -записанные балетмейстером или его помощником движения, элементы сценического действия, даже рисунки, фиксирующие <...> расположение танцовщиков на площадке»1.
В процессе работы были изучены скрипичные репетиторы всех балетов Жюля Перро, о которых идет речь в настоящем исследовании. Их анализ позволил понять структуру балета и точно определить используемые Перро хореографические формы. Полученные результаты явились важным моментом для установления роли балетмейстера в эволюции музыкальнохореографических форм. Репетиторы балетов Перро привлекаются к работе впервые.
Помимо репетитора для воссоздания и анализа постановок Перро широко привлекались либретто балетов, афиши Императорских санкт-петербургских театров, газетные и журнальные рецензии того времени, воспоминания современников.
Материалы периодической печати стали весьма ценным источником для воссоздания образов спектаклей Перро. В работе над диссертацией были de visu просмотрены газеты и журналы, издававшиеся в Петербурге в 1848-1859 гг., в которых присутствовал раздел театральной хроники: «Санкт-Петербургские ведомости», «Северная пчела», «Современник», «Отечественные записки», «Пантеон и репертуар русской сцены», «Библиотека для чтения», «Музыкальный и театральный вестник», «Золотое руно». Выявленные статьи дали богатый материал для исследования: малоизвестные сведения о пребывании балетмейстера в Петербурге, размышления критиков о природе балетного искусства, вызванные постановками Перро, отношение петербургской публики к деятельности хореографа. Значительная часть статей вводится в научный оборот впервые.
1 Свешникова A.JI. Документальные источники изучения хореографического наследия в архивах Петербурга // Петербургский музыкальный архив: Сборник статей и материалов. Вып. 2. СПб., 1998. С. 185.