Ви є тут

Театральность творчества В.В. Набокова и проблемы сценического воплощения его прозы

Автор: 
Корнева Наталья Борисовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
167
Артикул:
133675
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................3
Глава первая. Истоки театральности творчества В.Набокова.............20
1.1.Театральное наследие Набокова................................20
1.2.«Другие берега»..............................................25
1.3.Мимикрия как игровой приём в творчестве Набокова и актёрский опыт писателя..........................................32
1.4.0тражение некоторых приёмов А. Блока и Вс. Мейерхольда
в творчестве Набокова.........................................38
1.5. Связи творчества Набокова с театральными взглядами
Н. Евреинова..................................................44
Гб.Понятие театральности у Набокова..............................48
Глава вторая. Театральные приёмы в текстах В. Набокова...............59
2.1. Поэтические драмы 1920-х годов («Смерть», «Дедушка»,
«Полюс», Скитальцы»)............................................59
2.2. Роль диалога и ремарки.....................................76
2.3. Приёмы масочности и подглядывания..........................86
2.4. Приём кукольности..........................................92
2.5.Мизансценирование, декорирование и бутафория,
эффекты театрального освещения в прозе Набокова.................99
Глава третья. Проблемы сценического воплощения-прозы Набокова 108
3.1. Режиссёрское освоение «театра Набокова»...................108
3.2.Апализ сценических интерпретаций романа «Камера обскура»..126
Заключение..........................................................139
Библиография........................................................144
Приложение..........................................................157
Введение
Романы, повести и рассказы В.Набокова начали инсценироваться различными авторами в конце 1980-х годов, когда творчество Набокова вернулось в русскую литературу как её неотъемлемая часть. Это были и пьесы, сочиненные драматургами по его романам: Э. Олби «Лолита», А. Гетман «Король, дама, валет» и «Камера обскура», и инсценировки, созданные режиссерами для конкретных театров: М. Розовский «Два Набокова» (Московский театр «У Никитских ворот»), С. Рубина «Смех во мраке» (Самарский театр «Камерная сцена»), Г. Мушперт «Король, дама, валет» (Гродненский русский драматический театр), Е. Еланская «Смех во мраке» (Московский театр «Сфера»), А. Баргман «Душекружение» (моноспектакль по рассказу «Картофельный Эльф» и стихам, Санкт-Петербург) и другие. Театральные практики пытались создать сценические версии текстов писателя. Современный театр ищет ключ к смысловым и изобразительным планам творчества Набокова. Устремления самых разных режиссёров по отношению к Набокову - это желание сделать его репертуарным автором, освоить его сложный метафорический игровой мир, во многом созвучный современному театральному искусству.
С точки зрения художественного воплощения на сцене проза Набокова находится в более выигрышном положении, нежели его пьесы, несмотря на то, что первая постановка в 1988 году была предпринята по пьесе: в Рижском театре юного зрителя А.Шапиро поставил «Изобретение Вальса». Попытки воссоздать набоковский текст на подмостках делают правомерной постановку вопроса: что «театрального» находит театр в прозе Набокова? Игровой характер текстов В.В.Набокова был и является предметом изучения серьёзных исследователей, отечественных и зарубежных. В основном - литературоведов и филологов. В театроведении проблема театральности прозы Набокова специально не рассматривалась.
15
спектаклей нашли золотую середину между театром «не для всех» и театром «для каждого». «Пластике слова» была найдена соответствующая «пластика тела» [59].
В театре начала XXI века интерес и к прозе, и к пьесам Набокова не только не потерялся, но из «экзотического» стал постоянным.
Однако при интенсивно продолжающемся изучении отдельных признаков и черт театральности в набоковской прозе («Картофельный Эльф», «Случай из жизни»; «Король, дама, валет», «Лолита»,
«Приглашение на казнь») театральность творчества Набокова как целостная система, включающая и его прозу, и драмы, - не рассматривалась. Эта проблема поднимется в данном исследовании.
1. Здесь можно отметить, прежде всего, труды двух известных биографов 11абокова Э. Филда и Б. Бойда: Field A. VN: The Lite and Art of Vladimir Nabokow. - London: Macdonald Queen Anne Press, 1987; Бойд Б. Владимир Набоков. Русские годы. — М.: Издательство Независимая газета. Симпозиум, 2001.
2. Александров В. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстстика/Пср. с англ. H.A. Анастасьева.- СПб.: Алетейя, 1999. - 312с.
3. Воронина О. «Игра миров и художественная реальность: Онтолошчсская проблематика в творчестве В.В. Набокова» // Набоковский вестник. Вып. 6. В.В. Набоков и Серебряный век. - СПб.: Дорн, 2001. - С. 156-166.
4. Шульман М. Набоков, писатель - М.: А и Б, Издательство Независимая газета,
1998. -224с.
5. Грейсон Дж. Французский связной: Набоков и Альфред де Мюссе. Идеи и опыт перевода И Владимир Набоков. Pro et contra. - СПб.: РХги, Т. 2., 2001. - С. 387-435.
6. Тслетова Н. Истоки романа «Ада» и роман Жермены де Сталь «Коринна». -СПб.: РХги, Т.2., 2001. - С. 436-448.
7. Данной теме, в частности, посвящен сборник докладов международной конференции: Л.С. Пушкин и В.В. Набоков 15-18 апреля 1999 г. - СПб.: Дорн, 1999. -372с.
16
8. Иванова Н. Разнообразие включения гоголевских рецепций в романные тексты В.В. Набокова // Набоковский вестник. Петербургские чтения. Выи. 4. - СПб.: Дорн,
1999.-С. 42-46.
9. Набоковский вестник. Вьтп. 5. В.В. Набоков и Серебряный век. - СПб.: Дорн, 2001-254с.
10. Пило Бойл Ч. Набоков и русский символизм (история проблемы) // В.В. Набоков. Pro et contra. - СПб.: РХги, 2001. - С. 534.
11. Поэтическая система В. Набокова//Текст. Интертекст. Культура. - М.: Азбуковник, 2001. - С. 298-366.
12. Ходасевич В. «О Сирине» // Ходасевич В. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.
2.-М.: «Согласие», 196.-С. 388-395.
13. Струве Г. Русская литература в изгнании. - Paris:Ymca-Prcss, 1984. - С.286-287.
14. Адамович Г. Наименее русский из всех писателей //Дружба народов. - 1994.--№
6. -С.216-237.
15. Терапиано 10. Встречи 1926-J971. - М.: INRADA ММН, 2002. - С. 280.
16. Field A. Nabokov:His Life in Art, a critical narrative. — Boston, 1967. Достоверность биографических фактов этой книги сын писателя Дмитрий Набоков стави т иод сомнение.
17. Field A. V.N.: The Live and Art of Vladimir Nabokov. - London.Macdonald Queen Anne Press, 1987. - P. 150.
18. Proffer C.R. Keys to «Lolita». Bloomington; L., 1968; Connolly J.W. Dostoevski and Vladimir Nabokov: The Case of «Despair» // Dostoevski and the Human Condition After a Century // Ed. By A. lirginsky and V. Ozolins. N.J., 1986. - P. 155-162; Герра P. Владимир Набоков в непривычной ипостаси // Континент. - 1985. - № 45. - С. 367-392
19. Jonson D.B. Worlds in Regression:Some Novels of Vladimir Nabokov. — Ann Arbor, 1985. - P. 1-2.
20. Долинин Л. «Набоков и Блок» // Тезисы докладов научной конференции «Л. Блок и русский постсимволизм» / Под ред. З.Г. Минц. - Тарту: Тартусский университет, 1991.-С. 36-44.
21. Сендсрович С., Шварц Е. «Лолита»: по ту сторону порнографии и морализма // Старое литературное обозрение. - 2001. - № 1. - С. 67-76.
22. Сконсчная О. «Отчаяние» В. Набокова и «Мелкий бес» Ф. Сологуба // В.В. Набоков. Pro et contra. - С11б.:РХги, 2001. - С. 520-531.