Ви є тут

Театрализованные формы буддийского танца в Корее

Автор: 
О Ын Кюн
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
123
Артикул:
133997
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................3
ГЛАВА I. Возникновение буддийского танца в Корее
и его развитие в VIT - IX веках.......................... 17
ГЛАВА II. Эволюция буддийского ганца в X - XIV веках.
Значение танца в буддийском ритуале......................62
ГЛАВА III. Возрождение буддийского
танцевального искусства в XX веке........................91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................112
БИБЛИОГРАФИЯ.............................................117
2
ВВЕДЕНИЕ
Буддизм возник в древней Индии в противовес брахманизму, опиравшемуся на строгую систему каст (варн). Уже в среде брахманизма возникали системы, стремящиеся к устранению страданий путем достижения отказа от чувственного мира, ухода в созерцание. Таковы системы санкхьи и система йоги. Одной из важнейших проблем, разработанных в буддизме стал вопрос о перерождении, переселении душ. Буддизм пролагал путь избавления от перерождений, освобождения от кармы.
Буддизм опровергал систему каст, сложившуюся в брахманизме. Основоположник буддизма Сиддхарта Гаутама не принадлежал к варне брахманов, считавших себя посредниками между богами и людьми, хранящих ведические знания и передающих их из поколения в поколение.
Сиддхарта Г аутама родился в семье североиндийского князя и принадлежал к варне кшатриев, к воинскому сословию. Он жил приблизительно в 566 - 473 годах до н. э. От рождения обладая различными исключительными способностями, Сиддхарта вел обычный образ жизни во дворце. Но однажды он оказался за стенами дворца, в городе. Во время этого посещения произошли четыре встречи, открывшие Сиддхарте несчастья, страдания, смерть. Он встретил покрытого язвами больного, изможденного старика, процессию, несущую покойника, и аскета, погруженного в созерцание. Эти встречи так повлияли на Сиддхарту, что он ушел из дома, сбрив волосы и надев простую одежду. Он странствовал семь лет, претерпевая лишенья и постигая истину. Однажды, сидя под деревом Познания (бодхи) погруженный в созерцание Сиддхарта неожиданно постиг путь к спасению: путь к достижению
3
государств, предшествовавшая появлению буддизма принесла высочайшие культурные достижения в области изобразительного искусства ~ прежде всего, но так же и в области зрелищных искусств. В то же время существующие верования, культ предков, не вылились здесь в устойчивую религиозную систему. Корейцы были открыты к новому мировоззрению, к новой философии и религии. В период государственной раздробленности необходима была идеология, способная сплотить нацию. Буддизм принес не только национальное самосознание, но и новые формы культуры. Именно в рамках буддизма сформировалась в Корее литература и философия, по сути дела сформировался язык. Танцевальное искусство было достаточно развитым к моменту появления буддизма, но теперь оно поднялось на принципиально новую высоту.
О буддизме и буддийской культуре существует чрезвычайно широкая литература.
Российская наука занимает одно из ведущих мест в мировой буддологии. В начале XX века буддийские философия, религия, искусство были изучены крупнейшими русскими востоковедами С. Ф. Ольденбургом1 и О. О. Розенбергом2. Огромную роль в изучении буддийской культуры сыграли труды Ф. И. Щербатского3 «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов» (1909), «Концепция буддийской нирваны» (1927), «Буддийская логика» (1932) другие. В конце XX века эти исследования были продолжены новым поколением российской науки, были изданы и научно обработаны многие буддийские тексты -индийские и китайские4. Среди наиболее значительных исследований по буддизму
1 Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М.: Наука, 1991.
2 Розенберг О. О. Труды по буддизму. М.: Наука, 1991.
3 Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М.: Наука, 1988.
4 Например: Буддизм в переводах. Альманах. Вып. 1 - 2. СПб.: Андреев и сыновья, 1992 - 1993; Философия китайского буддизма. СПб.: Азбука-классика, 2001.
11
последних лет можно выделить труды таких авторов, как А. Н. Игнатович, Н. В. Абаев, Л. Е. Янгутов, Т. В. Ермакова, Е. П. Островская, Л. С. Васильев'. Кроме того, существует ряд научных сборников по буддизму2. Здесь рассматриваются фундаментальные вопросы буддийского мировоззрения. Эти исследования стали философской основой настоящей работы. О специфике корейского буддизма существуют исследования С. В. Волкова «Ранняя история буддизма в Корее»3 и статьи Ю. В. Болтач4.
В корейской буддологии существует ряд серьезных исследований, на которые опирался автор5. Однако вопросы особенностей корейского танцевального искусства в них не поднимаются. В то же время существует обширная корейская литература о танцевальном искусстве. К 1980-м годам был накоплен материал практического и теоретического освоения танцевального искусства Кореи. В течение многих предшествующих лет Корея была оккупирована Японией, находилась в состоянии гражданской войны, следствием этого было разделение Кореи на Северное и Южное государства. В 1980-м году вышла книга Хан Ман Ёна
1 Игнатович А. Н. Буддизм в Японии: Очерки ранней Истории. М,: Наука, 1987; Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1989; Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск: Наука, 1995; Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм СПб.: Петербургское востоковедение,
1999; Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Вост. лиг-ра, 2001.
2 Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии. Новосибирск: наука, 1980; Философские вопросы буддизма. Новосибирск: Наука, 1984; Психологические вопросы буддизма. Новосибирск: Наука, 1991; Категории буддийской культуры. СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.
3 Волков С. В. Ранняя история буддизма в Корее: сангха и государство. М.: Наука, 1985.
4 Болтач Ю. В. Из истории корейского буддизма // Вестник Центра корейского языка и культуры. Вып. 2. СПб.: Петербургское востоковедение, 1997; Болтач Ю. В.
Очерк современного состояния корейского буддизма // Гам же. Вып. 3-4. СПб, 1999. > Пён Миль Ун. Корея и буддизм. Сеул, 1984; Корейская культура и буддизм. Сеул, 1995; Квон Ён Хан. Обращенные к пробуждению правила буддийского этикета.
Сеул, 1997; Ун Хо Енха. Буддийский словарь. Сеул: Дон-гук еккёнвон, 1998. (Все на корейском языке).
12