Ви є тут

Продюсер в театральном процессе России, организационно-творческий аспект

Автор: 
Смелянский Давид Яковлевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
179
Артикул:
1000310230
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................ 3
Глава I.
Продюсер - генезис и специфика профессии.......................... 17
Глава II.
Деятельность продюсеров в условиях современной России............. 73
Заключение.......................................................... 152
Библиография
160
ВВЕДЕНИЕ
Процесс демократизации общества и смена экономической модели в России были связаны с целым рядом изменений в художественной жизни страны: при отсутствии идеологического прессинга широкой общественности стал доступен весь спектр течений и направлений мирового искусства. Центробежные тенденции привели к принципиальному изменению структуры художественной жизни: появился целый ряд творческих
образований, самостоятельно действующих на художественной сцене. Так, бывшие государственные концертные "свсрхорганизации", насчитывающие по несколько тысяч штатных исполнителей, распались на маленькие самостоятельные коллективы, возникло множество новых негосударственных театров и театральных организаций, появились различные агентства и т.д.
Основные усилия государства в этих условиях были направлены на формирование внутреннего цивилизованного художественного рынка, обеспечивающего развитие культурной жизни страны в условиях рыночных отношений. Разумеется, художественный рынок - не панацея, но именно он - в его оформленном виде - способен обеспечить развитие культуры в новых условиях.
В рассуждениях о художественном рынке превалирует, как правило, социально-экономический аспект - анализ взаимоотношений между его участниками. В целом эго справедливо, однако, никоим образом не следует упускать и другой, может быть, самый важный момент: художественный рынок способен
существенно расширить социально-культурное пространство
3
героев - активно действующих продюсеров - а также выступлений театральных критиков и исследователей театра1.
Первая попытка обобщения опыта российского продюсерсгва последнего десятилетия не претендует на полноту осмысления явления. В частности, в стороне остался вопрос о художественных достоинствах, созданных продюсерами произведений. Но их зрительский успех, как правило, впечатляющ. Шумный ажиотаж вокруг «звездных» премьер, безусловно, феномен скорее социальный, чем художественный. Вместе с тем, сопрягаясь с творчеством часто очень крупных художников, он становится явлением социально-культурным, свидетельствующим еще раз, что Продюсер держит за руки Художника и Публику, занимается их воссоединением, что само по себе уже является социальным оправданием профессии.
См., например: Алпатова И. Блеск и нищета антрепризы И Культура. 1997. 14 августа; Антреприза: Круглый стол // Театральная жизнь. 1994. N 9. С. 10 - 12. Боголюбова Г. В нашем театре нет ду блеров: Беседу вела Елена Ходырева // Культу ра. 1997. 8 марта; Бодров С. Брат мой. враг мой. мой продюсер: Беседу ведет В.Матизсн И Искусство кино. 1997,N 11. С.99 - 103: Воропаев А. Мне очень хочется, чтобы каждый человек жил и получал по заслугам... И Театр. 1997. N 1. С. 185 - 190; Дадамян Г.Г. Продюсер в театре: прошлое и настоящее// Театральное дело. 1998. N 1; Дадамян Г.Г. Условия рынка и театральный менеджер//Сцена. 1994. N 6. С.22 - 23; Данольян С. Артистическое агситсгво «Ардани» И Сцена. 1994. N 6. С.24; Демин Г. Свободна А. Настоящее и будущее нашего театра // Театр. 1994. N 2. С.54 - 62; Дородова О. Ижевск // Петербургский театральный жу рнал. 1996. N 9. С. 148; Косова Л. Смотрите, кто пришел: В России рождается новая профессия // Культу ра. 1998. 2 июля; Кузьмина Н. Леонид Трушкпн: Целесообразность и нравственность - это одно и то же // Культура. 1998. 17 сентября: Никольская А. Что такое продюсерское счастье // Культура. 1998. 2 июля; Новикова Л.
Фантазии «Ардани» // Театральная жизнь. 1992 N 6. С. 11 - 12; Ольга Шведова: Я плачу только за совершенный творческий подвиг: Беседу вела Ирина Амитон// Экран и сцена. 1993. 14-21 октября; Плавинский А. Антрс акгрепрнзы И Экран и сцена. 1993. 15 - 22 июля; Свисту нова О. Антреприза «Олег Борисов и сын» // Театральная жизнь. 1992. N 6. С.9 - И; Театральные продюсеры: рвачи или «ушибленные» искусством? Беседу с Натальей Колесник ведет Галина Зайцева//Невское время. 1998. 14 марта; Токарева Е. Бродвей по-русски //Театральная жизнь. 1993. N 11-12. С.11-12; Толстунов И. Дела семейные: Беседу ведет В.Матизсн // Искусство кино. 1997.Ы 11. С.96 - 99; Ямпольская Е. Продавцы звезд или Герои невидимого театрального фронта Н Известия. 1996. 10 апреля.
16
ГЛАВА І. ПРОДЮСЕР: ГЕНЕЗИС И СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИИ
Продюсерство - вид деятельности, возникший относительно недавно, на рубеже XIX и XX веков. Почвой для его возникновения послужило качественное изменение социо-культурной ситуации в мире вообще и в нашей стране в частности.
Рассуждая о природе, сути, специфике и социальном бытовании современного искусства - в свете задач настоящей работы - нельзя не подчеркнуть, что современное искусство принадлежит эре «массовой культу ры».
Термин этот, введенный в научный, а потом и в публицистический обиход американским социологом Дуайтом Макдональдом как перифраз названия известной работы испанского философа, публициста и критика Хосе Ортеги-и-Гассета, до сегодняшнего дня не имеет однозначной трактовки. Тем более неоднозначно понимается соотношение понятий «искусство», «художественная культура», «массовая культура». Вместе с тем, осмысление феномена продюсерства, роли и функций продюсера требует представления о структуре современного культурного процесса, поэтому попробуем разобраться в истоках явлений.
Рубеж XX и XXI веков признан периодом смены культурных парадигм. Но далеко не всегда исследователи принимают во внимание, что культура вступила в новый период своего развития уже на грани XIX и XX столетий. Научно-технический прогресс пронизал коренными изменениями многие пласты бытия. Попробуем, неизбежно кратко, охарактеризовать эти изменения,
17