Ви є тут

Российский театр пантомимы в конце XX-го столетия : На опыте театра Лицедеи Вячеслава Полунина, перформтеатров черноеНебобелое, Российский инженерный театр АХЕ

Автор: 
Смирнягина Татьяна Юрьевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
275778
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................стр. 3
Глава I. ВРЕМЯ ЛИЦЕДЕЙСТВА
1.1. Иносказания ио-лицсдейски стр. 15
1. 2. Поиск «радостной души» стр. 42
Глава II. ИГРЫ С РЕАЛЬНОСТЬЮ
2. 1. «Школа Дурака» Полунина стр. 62
2. 2. Уличные перформансы ................................стр. 78
Глава III. МЕТАМОРФОЗЫ ПАНТОМИМЫ
3.1. «сНежное шоу Славы Полунина .........................стр. 102
3. 2. Светотени пластики .................................стр. 118
Заключение................................................стр. 142
Библиография..............................................стр. 147
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждое время творит свой образ театра. Глобальные перемены в обществе и искусстве, закономерно возникающие с наступлением рубежа эпох, вносят свои коррективы в систему технологических процессов, разнообразных подходов к насущным вопросам сценического творчества. Поиск своего лица, пожалуй, одна из главных тенденций современного театра, его активного пересмотра прежних взглядов, представлений о мире и человеке. Невозможность рационального исчерпания смысла бытия во времени и пространстве органично «обрекает» сценическое искусство на поиск пластической образности, на новые взаимосвязи со зрителем.
Способная отразить чаяние и мечту человека, пантомима приходит на помощь тем, кто осознанно учится оперировать миром воображения в сопряжении с жизнью, открывая новые ракурсы в разнообразии зрелищных форм Театра.
Уникальные качества пантомимы (гр. раШот1то5 всему подражающий, все воспроизводящий подражанием), ее выразительные средства всегда становились востребованными в периоды, связанные с радикальными переменами в обществе, в искусстве. Это положение обусловлено тем что, будучи непосредственно растворена в различных формах трудовой, социальной и религиозно-обрядовой деятельности, при всей ее многоликой истории развития, в пантомиме отражается двойной аспект восприятия мира и человеческой жизни, что определило естественную среду ее бытования: в границах времени-пространства реального и идеального, действительного и воображаемого, конкретного и абстрактного. Отсюда - преувеличение, деформации, трансформации, как неотъемлемые свойства ее художественного воздействия. В опыте духовного познания формировался язык пантомимы, отправляя человека к совершенству универсального инструмента - собственного тела, вскрывающего глубинную суть архетипов, знаков и символов.
3
По теме диссертации состоялись выступления на научных конференциях отдела массовых жанров сценического искусства ГИИ, на международных конференциях «Восток-Запад. Диалог культур» по проблемам пластического воспитания в высшей школе, организованных Восточно-Сибирской государственной академией культуры и искусств в 1996-98 гг. Основные положения диссертации апробированы автором в качестве художественного руководителя учебных курсов студии пластики и пантомимы, по авторскому учебному плану (по специальности «Актерское искусство», «Режиссура») при ВСГАКИ, а также пластическим театром «АзАрт», созданном на базе студии (1992-2000).
Структура диссертации состоит из Введения, трех глав, заключения, библиографии.
14
Глава I. БРЕМЯ ЛИЦЕДЕЙСТВА
1. 1. Иносказания по<лицедейскн
Искусство выдающегося клоуна-мима середины XX века Леонида Енгибарова, сомкнувшего в своем творчестве эксцентрический дар со стилистикой La mime, незаслуженно долгое время оставалось за «железным занавесом» советской эпохи. Опережая время, его творческий поиск уже не укладывался в границы циркового манежа. Клоун-мим-театр - мечта, к которой Енгибаров приблизился, но не успел встретиться... Потребовалось 10 лет, чтобы намеченный путь нашел свое новое воплощение в творчестве клоун-мим театра «Лицедеи» под руководством Вячеслава Полунина, клоуна-мима, определившего последующее развитие «биографии» этого искусства в конце века ХХ-ого. Об этом Полунин скажет: «Клоун - идеальный, естественный мир, существующий рядом с нами. Это маленькое государство свободы в несвободном мире... Клоуна нельзя играть! Когда драматические актеры играют клоунов - все идет в ноль. ...Клоун и смех - не одно и то же. Личность на сцене открывает то, что люди обычно стесняются открыть - боль, одиночество и страх. Это возвращает клоунаде истинный смысл и суть» [32; 46]. В этом корень творчества клоуна-мима «с осенью в сердце» Леонида Енгибарова (тотально воздействовать на зрителя может только то, что протекает согласно природным законам).
Своим творчеством Енгибаров уже в середине 60-х годов ответил на вопрос, по сей день волнующий многих, кто занимается вопросами пантомимы. Что пантомима и есть та первооснова, которая способна объединить все без исключения искусства, преломляя и синтезируя многообразие выразительных средств каждого из них в формы художественной целостности, главным выразителем и материалом которой становится Его величество - Актер-Лицедей.
15