Ви є тут

Хореография В.П. Бурмейстера : особенности и метод

Автор: 
Преснякова Елена Олеговна
Тип роботи: 
особенности и метод
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
162
Артикул:
173019
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
Введение.................................................3
Глава 1
Параграф I Творческие взгляды В. Бурмейстера............. 24
Параграф 2 «Ночь перед Рождеством»....................... 29
Параграф 3 «Штраусиана».................................. 34
Параграф 4 «Карнавал».................................... 38
Глава 2
Параграф I «Эсмеральда»..................................40
Параграф 2 «Лебединое озеро».............................54
Параграф 3 «Жанна д’Арк».................................67
Параграф 4 «Снегурочка»..................................85
Параграф 5 «Вариации»....................................115
Параграф 6 «Болеро»......................................122
Заключение.................................................127
БИБЛИОГРАФИЯ...............................................133
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................145
2
Введение
Актуальность исследования. Творчество каждого большого художника неотделимо от времени его породившего, от эстетики и мировосприятия этого времени. Но ценность этого творчества заключается не только и не столько в том, какое влияние оно имело на своих современников, но, что, особенно важно, какой след оно оставило после ухода автора его создавшего, и какую ценность и актуальность оно имеет для следующих поколений.
Первая половина XX века дала миру значительные имена в области хореографии, среди которых М. Фокин, А. Горский, К. Голейзовский, В. Вайнонен, В. Чабукиани, Л. Лавровский, Р. Захаров, В. Бурмейстер. В двадцатых годах прошлого века стремление к поиску новых средств выразительности, новых форм вызывало дискуссии и споры. Развивая традиции классической хореографии, балетмейстеры отказывались от дивертисментности построения балетного спектакля, в пользу четко выстроенной драматургии, создавали живые образы, наделенные человеческими чувствами и страстями, придавали осмысленность каждому движению.
Владимир Павлович Бурмейстер — балетмейстер, создавший свои произведения в период становления и утверждения стилистики драмбалета. Деятельность В. Бурмейстера как одного из интереснейших хореографов эпохи надо рассматривать в рамках этого направления. Волновавшие его художественные процессы, также не оставляли равнодушными и других деятелей балетного театра того времени. Его творческие искания, неординарные идеи, принципы, ставшие в середине XX века открытием в балетной режиссуре, до сих пор не проанализированы и не систематизированы. И, как следствие, выводов многогранной и обширной деятельности хореографа не существует. Так же нет ни одной монографии о жизни В. Бурмейстера. Отсутствует и серьезный научный анализ творчества
3
После школы он поступил в драматическую студию под руководством артистов А. Халютиной и С. Ждановой, по окончании которой у В. Бурмейстера вызвал живой интерес классический танец. Интересен тот факт, что из-за любви к своей будущей жене А. Фин, которая училась в Театральном техникуме им. Луначарского на хореографическом отделении, он поступил туда же. В этот период в техникуме преподавали очень сильные педагоги, многие из которых работали в Большом театре. Классический танец вели Л. Лащинин и И. Смольцов, поддержку - А. Мессерер, пластику - Л. Алексеева. Ведущий артист Камерного театра Н. Церетели преподавал пантомиму, С. Бирман - систему Станиславского, историю театра - А. Дживилегов. Историю танца - А. Сидоров, историю изобразительных искусств — М. Эйхенгольц, живопись - Г. Якулов. «Система преподавания, введенная в хореографическом техникуме, подкупает широтой охвата, - писал В. Ивинг, - Нельзя не приветствовать включение в учебный курс предметов, которые даже в таких образцовых школах, как Государственная балетная школа Большого театра, находятся если не в загоне, то, во всяком случае, в небрежении. В самом деле, класса поддержки не существует вовсе... Преподавание мимики тоже стоит не на должной высоте. Поэтому техникум совершенно правильно включил все эти предметы в свой учебный план. Заслуживают внимания опыты Р. Симонова, ведущего класс «сценического мастерства»(180С. 12). В период учебы будущий хореограф становится твердым сторонником того, что в танце нужно не просто показывать и раскрывать чувства и переживания, это делать надо не формально, танец необходимо проживать. Возраст, в котором В. Бурмейстер поступил в Техникум - 20 лет, не позволил ему стать известным классическим танцовщиком, но эго его и не тяготило. Двадцатые годы XX века отличались поисками новых форм в искусстве, в том числе и хореографии, лексика которой стремительно развивалась и обогащалась за счет спортивных элементов, акробатики. Изменение и упрощение сценического костюма привело к увеличению амплитуды движений, их стремительности,
15
естественности и свободы исполнения. В это время в балет приходят замечательные артисты, не имеющий полноценного девяти летнего обучения в школе. В Москве А. Мессерср, начавший танцевать в 16 лет, привнес трюковые элементы из спорта, которым занимался с детства. В Ленинграде вечерние курсы хореографического училища закончили: В. Чабукиани, К. Сергеев. Е. Чикваидзе. Характерным для этого периода является и организация различных по направленности небольших балетных трупп. В. Бурмсйстера влекло соединение искусства балета с драмой. Он хотел стать режиссером балетных спектаклей. Неизвестно как сложилась бы его творческая судьба, если бы не встреча с К. Голейзовским, благодаря которому он остался в балете.
К. Голейзовский - культовая фигура отечественного хореографического искусства, оказавшая огромное влияние, еще в период учебы, на В. Бурмейстера, который был потрясен балетом «Иосиф Прекрасный», созданным по библейскому сюжету. В этом спектакле К. Голейзовский, выдвигающий «принципы скульптурного танца» стремился к «лепке красивой позы», к разложению танца на серию скульптурных моментов. «Голейзовскому удалось создать свой особый стиль, который может быть определен как пластическая живописность танца, насыщенная полнокровными эмоциями. Этот стиль требовал от исполнителей чуткой восприимчивости, музыкальной и телесной: свободного владения пластикой корпуса и рук и многообразной техникой»(104С.93). «В творчестве Голейзовского большое место занимал характерный танец: балетмейстер обогатил лексику характерного танца, расширил его возможности, создал новые и свежие композиционные приемы» (85С.51). На искания К. Голейзовского повлияла его работа в Большом театре с А. Горским, в спектаклях которого («Золотая рыбка», «Саламбо») К. Голейзовский танцевал. Стремление молодого хореографа обогатить балетную лексику, эксперименты с хореографическими формами и танцевальный импрессионизм, впервые увиденный В. Бурмейстером, дали определенный импульс к собственным новаторским разработкам. Личное
16