Ви є тут

Закономерности формирования архитектуры православных монастырских комплексов : На примере балканских стран

Автор: 
Ильвицкая Светлана Валерьевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2005
Артикул:
321037
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ПРАВОСЛАВНЫХ БАЛКАНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ И ВИЗАНТИЙСКОЕ НАСЛЕДИЕ
1.1 Влияние византийского культового зодчества на монастырскую архитектуру Балкан.....................................17
1.2 Деятельность архитектурных школ.............................31
Выводы по первой главе..........................................50
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ
2.1 Социально-культурные функции и типология монастырей.........54
2.2 Церковно-канонические классификационные признаки и типология монастырей Балкан......................................85
2.3 Ландшафтно-территориальные аспекты балканских монастырей и их классификация..........................................90
Выводы по второй главе..........................................96
ГЛАВА 3. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ МОНАСТЫРСКИХ АНСАМБЛЕЙ
3.1 Функциональное зонирование и основные планировочнокомпозиционные принципы построения монастырей........ 101
3.2 Объемно-пространственный анализ монастырской архитектуры.. 132
Выводы по третьей главе....................................... 151
ГЛАВА 4. АРХИТЕКТУРНАЯ ТИПОЛОГИЯ БАЛКАНСКИХ ХРАМОВ И ДРУГИХ МОНАСТЫРСКИХ ПОСТРОЕК
4.1 Типологический анализ архитектуры монастырских храмов..... 157
4.2 Типология культовых, жилых и других монастырских построек. 194
Выводы по четвертой главе......................................208
ГЛАВА 5. ПРИНЦИПЫ АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МОНАСТЫРСКИХ КОМПЛЕКСОВ БАЛКАН И РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
5.1 Сравнительный анализ архитектуры и типологических основ
православных монастырей России и Балкан.....................212
♦ 5.2 Прогностическая структурно-функциональная модель архитектурно-
пространственной организации православного
монастырского комплекса...................................246
5.3 Творческая концепция архитектурной деятельности в области реконструкции и строительства монастырей.....................257
5.4 Внедрение положений диссертаций в современной
® проектной практике.......................................265
Выводы по пятой главе........................................270
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ...............................274
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................283
9 ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................301
Аналитические таблицы Приложение к главе 1 Приложение к главе 2 Приложение к главе 3 Приложение к главе 4 ® Приложение к главе 5
Словарь архитектурно-строительных и церковных терминов монастырских комплексов и построек
*
2
1470 гг.), Воронец (1488 г.), Сучава (1488 г.), Хырлэу (1492 г.), Яссы (1495 г.), Нямц (1497 г.), Арборе (1498 г.) [274].
Монастырь Путна, расположенный в восточных Карпатах, является мемориалом господаря, его прах покоится в усыпальнице-нише храма под мраморным балдахином на двух колоннах. Монастырь Путна - центр просвещения и культуры, одно из святых мест христианской истории страны. В монастыре была организована школа, которая готовила летописцев. Здесь писали летописи и переписывали рукописи, которые обогатили историческую литературу Румынии, это летописи “Путна I” и “Путна II” [359].
Монастырь Воронец представляет пример красочных наружных фресковых росписей, покрывающих фасады храма от цоколя до кровли. В монастыре сохранились летописи XVI в. - “Кодекс монастыря Воронец” и “Псалтырь монастыря Воронец”. На западном фасаде изображен господарь Стефан Великий с моделью монастырского храма в руке, в окружении членов его семьи. На южной стене изображено древо Евсея и сцены из жизни св. Иоанна. Монастырь-мемориал Воронец является уникальным архитектурно-художественным памятником мирового уровня [298].
Храм монастыря Пробота (мемориал, посвященный господарю Петру Рареш), расписанный по фасадам фресками, сегодня подлежит реставрации. Работы ведут специалисты международной румыно-японской комиссии, на деньги, выделенные правительствами этих двух стран.
Монастырь Черника, расположенный на двух островах, недалеко от Бухареста, представляет исторический мемориал с некрополем видных летописцев, поэтов, общественных деятелей, митрополитов. Здесь находилась известная школа иконописи, живописи и копирования рукописей. Сегодня музей монастыря обладает 300 экспонатами: иконы, рукописи, гобелены, предметы культа. На территории комплекса сохранился дом-музей св. Калиника, бывшего наместника монастыря [359].
В Сербии своеобразным монастырем-мемориалом служит Печская Патриархия, расположенная в южной части страны - в Косово. Формирование этого монастыря продолжалось длительное время (XIII-
XX вв.) Первая церковь св. Апостолов построена около 1233 г., почти через столетие в 1317-1324 гг. с северной стороны была пристроена вторая церковь св. Димитрия. В 1328 г. архиепископ Данило II пристроил с южной стороны церковь Богородицы Одигитрии. Все три храма объединены в единое целое открытым экзонартексом. Позднее, на месте экзонартекса построено прямоугольное каменное двухэтажное здание с трапезной на втором этаже. В монастырском дворе, южнее храмов построена пятиярусная каменная колокольня. Архитектурно-планировочное решение монастыря имеет сходство с постройками византийско-греческой школы и афонскими монастырями [84].
Сербский монастырь-мемориал Цетиньской митрополии (Черногория), основанный в 1485 г. правителем Зеты Иваном Черноевичем, становится центром митрополии. Наследник его Георгий организовал при монастыре печатный двор для издания книг на кириллице. Здесь напечатаны: два Октоиха, Псалтырь, Молитвенник, Евангелие и др. Типография прекратила существование в 1496 г., после захвата Черногории турками. В XVIII в. монастырь расширен и вновь отстроен на месте разрушенного дворца Ивана Черноевича, реставрированный в 1925 г. [136].
На южном берегу Охридского озера основаны монастыри-мемориалы св. Климента и св. Наума (Македония). Деятельность их связана с созданием центра славянской письменности и основ охридской литературной школы. До настоящего времени сохранились эти средневековые монастыри, которые периодически реставрируются и достраиваются.
Во времена Национального Возрождения на Балканах и образования самостоятельных государств повсеместно развертывается строительство и восстановление разрушенных турками культовых зданий и монастырей. Именно тогда особое место занимают монастыри-мемориалы, являясь, одновременно преемниками архитектурно-строительных школ сербского зодчества и средоточием новых концепций и решений.
Таким образом, монастыри-мемориалы, включенные в туристические маршруты балканских стран, связаны с паломничеством по святым местам и