Содержание некоторых книг нередко входит полностью или частично в другие книги так, Псалтирь следованная традиционно соединяет в себе Псалтирь и Часослов современный Молитвослов часто соединяется в
единый блок с Псалтирыо отдельные части из Книги молебпых пений могут входить в Требник.
Особый случай Минея общая, которая при необходимости заменяет Минею если у храма нет финансовой возможности приобрести эту многотомную книгу, так как Минея общая содержит службы не конкретным праздникам и святым, а своеобразные службытрафареты, в текст которых в определенных местах следует подставить имя собственное например, службы, предназначенные для любого богородичного праздника или любого святого определенного чина святости.
4. Состав каждой книги традиционно мыслится как неизменный закрытый, но ряд книг, напротив, имеет принципиально подвижный открытый состав Минеи пополняются новыми службами при прославлении новых святых состав Требника в старину он мог именоваться Потребником меняется в зависимости от потребностей времени и места бытования Канонники, Акафистники, Тропарионы, Сборники молитв могут содержать самый разный набор соименных молитвословий, в соответствии со вкусом их издателя.
5. Некоторые книги принципиально идентичны по составу, но различаются по формату, который обусловлен особенностями их использования таковы Евангелие напрестольное традиционно большого формата, поскольку оно должно быть хорошо видно всем присутствующим за богослужением и Евангелие требное обычно малого формата, поскольку требы часто совершаются вне храма и книга должна быть удобна для транспортировки таковы Служебник аналойный большого формата, лежащий в алтаре на аналое и Служебник карманный в буквальном смысле карманного формата, поскольку священнослужители кладут эту книгу в карман своей рясы таковы Минеи большого формата используемые на больших клиросах и Минеи среднего формата в последние стодвести лет получившие название кабинетных, так как они удобны не только для небольшого клироса, но и для домашней работы священно и
церковнослужителей. Наиболее разнообразен формат Молитвословов большой иногда такая книга имеет название Молитвослов для слабовидящих, поскольку текст может быть набран весьма крупным кеглем, средний, малый и карманный.
Типологию богослужебных книг можно представить в виде таблицы 1 см. след. с.. Знак означает, что свойство превалирует у данной книги знак означает, что свойство наличествует у книги в небольшой степени. Пятый признак формат учтен в первой, основной графе таблицы, в виде курсивных пометок. Время пения Триоди постной кратко обозначено как ВП Великий пост, Триоди цветной как ца Пятидесятница, хотя эти книги включают и тексты, используемые до или после указанных периодов.
Как видно из таблицы, книги трудно разделить на четкие группы.
Между тем совокупность богослужебных книг образует определенную систему, поскольку при православном богослужении используется не какаялибо одна книга и не линейное чтение каждый раз на конкретном богослужении, по определенным правилам, изложенным в основном в церковном Уставе Типиконе, составляется своего рода мозаичное полотно, элементы которого содержатся в разных богослужебных книгах. Некоторые элементы этой мозаики дублируются или существуют в разных вариациях в нескольких богослужебных книгах.
Пользователь священно и церковнослужитель или прихожанин обычно знакомится с системой богослужебных книг не теоретически, а практически. Более того, практика почти всегда опережает теорию именно практическое применение во время конкретного богослужения имеющегося в конкретном храме набора книг позволяет пользователю овладеть навыком навигации по этой нечетко структурированной системе.
Молитвослов для слабовидящих. Клин Христианская жизнь, . с.
Болес подробно о составе, происхождении и назначении богослужебных книг см., например Настольная книга священнослужителя. Т. 1. М. изд. Московской Патриархии, . С. .
Таблица
. гг 1 Время использования 2 Основний пользователь 3 Полнота 4 Состав
Название книги 5 Формат еже ли. сже нед. сже ГОЛ. ВП иа Лю бос архи ерей СВЯНЬ И лиак. Чтец и певен МИ ря Н1 Поли. нзбр. закр. откр.
Евангелие напрестольное трсбнос 4 4
Апостол 4 4
Псалтир. 4 4 4
Псалтир. следованная 4 4
ПаримиПпнк 4 4
Типикон 4 4 4 4 4 4 4
Служебник аналойный карманный 4 4 4
Чиновник 4 1 4
Требник большой 4 4 4
Требник малий 4 4
Книга молебних псинП 4 4 4
Часослов
Октоих 4
Триодь постная ВП
Триодь цветам иа 4 4 4
Минея большого фта среднего фта 4 4 4 4
Минея праздничная 4 4
Минея общая 4 4
Ирмолопш 4 1 4 4 4
Тропарион 4 4 4 4
Молитвослов большого фта среднего фта малого фта карман Фта 4 4 4 4 4 4
Канонник 4 4 4 4 4
Акифислшк 4 4 4 4 4
Обиход 4
Октоих потного пения 4 4 4
Триод г. потного пения 4 4 4 4
I р.ПДШКИ нотного пения 4 4 4 4 4
Ирмолоп нотного пения 4 4 4 4 4
Богослужебный сборник 4 4 4 4 4 4
Рассмотрим гимнографическое ядро корпус богослужебных книг в двух планах в диахронии и в синхронии.
По истории русского богослужения и богослужебных книг существует весьма обширная литература. Кратким, но качественным введением в тему
является статья Богослужение Русской Церкви ХХХвв. и
сопровождающая ее библиография . Незавершенное пока многотомное издание Православная энциклопедия содержит множество ценных статей, рассказывающих о богослужебных книгах и снабженных разнообразной библиографией. Большой материал был собран в каталогах Библиография работ по древнерусской литературе, опубликованных в
СССР и в России , однако многие упомянутые здесь работы выполнены авторами, имевшими слабое представление о гимнографии.
О ранних периодах русской богослужебной традиции XIXVII вв. написано наибольшее количество исследований.
Назовем самых значительных авторов XIX начала XX века это Г.П. Георгиевский, А.П. Голубцов, протоиерей .. Горский и
К.И. Нсвострусв , .. Дмитриевский , митрополит Евгений
Желтое М. С., Правдолюбов Сергий, прот. Богослужение Русской Церкви ХХХвв. Православная энциклопедия. Т. Русская Православная Церковь. М., ЦНЦ Православная энциклопедия, . С. 57.
Там же. С. 67.
Православная энциклопедия. Т. IXXIX. М., ЦМЦ Православная энциклопедия, .
Библиография
- Київ+380960830922