Ви є тут

Функционально-территориальная структура столичного города : На примере г. Чебоксары

Автор: 
Трифонова Зоя Алексеевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000218587
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение. 3
1. Теоретико —методологические вопросы исследования городов. 9
1.1. Экономико —географические особенности развития урбанизации. 9
1.2. Факторы формирования функционально — территориальной структуры города. 18
1.3. Концептуальные подходы и методика исследования функционально— территориального развития города. 34
2. Историко — географический анализ развития функционально — территориальной структуры
города Чебоксары. 54
2.1. Формирование Чебоксар в дореволюционный период. 54
2.2. Развитие города в советский период. 62
3. Анализ современной функционально— территориальной структуры города Чебоксары. 88
3.1. Место города Чебоксары в системе городских поселений Волго-Вятского района
и Чувашской Республики. 88
3.2. Функционально — отраслевая структура города Чебоксары. 108
3.3. Территориальная структура города Чебоксары. 124
4. Перспективы функционально — территориального развития города. 140
4.1. Основные направления развития функциональной структуры города. 140
4.2. Транспортная проблема города Чебоксары. 152
4.3. Экологические проблемы Чебоксар. 158
4.4. Территориальные проблемы города и основные направления развития территориальной
структуры Чебоксар. 164
Заключение. 173
Библиографический список. 179
Приложение. 189
2
ВВЕДЕНИЕ.
Столичный город, являясь составной частью реально функционирующей территориально — общественной системы, сам представляет достаточно сложную социально-экономическую систему. Внутренняя логика образования и развития столичных городов обусловлена тем, что в системе региона города являются специфичной и привлекательной социально-экономической и экологической средой обитания и жизнедеятельности человека. В городах аккумулируются все общественные процессы и явления, характерные современному периоду.
Смена приоритетов в дальнейшем развитии страны, реформирование экономики и выдвижение на первый план человека со всеми его интересами и потребностями изменяют и обогащают структуру городской среды, в том числе и столичной. В связи с этим приобретает актуальную значимость преодоление "социальной" неполноценности российских городов и создание оптимальной для жизнедеятельности человека городской среды.
В то же время, повышение суверенитета каждого субъекта Российской Федерации способствует углублению регионального саморазвития с учетом местных природных, экологических, национальных и социально-экономических условий. Укрепление суверенитета субъектов страны проявляется в самоуправлении, которое осуществляется из центров или столиц регионов. На современном этапе в государстве функционирует несколько десятков больших городов — центров российских субъектов, выполняющих, наряду с другими, столичную функцию. Данные города мы называем столицами второго ранга или столицами субъектов Российской Федерации. Реализация потенциальных возможностей столиц субъектов по наиболее полному обслуживанию интересов региона зависит не только от способа ее взаимодействия с окружающей средой, но и от степени структурной сформированное™ собственно городского
3
экономически активной территории страны (Московский, Санкт-Петербургский), основные экономические оси и линии (вдоль Волги, Урал, Транссиб), морские побережья. И только по странному недомыслию, судьбу основных очагов урбанизации на протяжении многих десятилетий определяла пресловутая формула — ограничение роста больших городов и развитие малых и средних.
По Ю.Л. Пивоварову (1996), политика равномерного развития сети городов в смысле “размывания капиталло вложений“ по территории огромной страны с различными природными и экономическими условиями неэффективна. Именно динамичное и полноценное развитие больших городов, на определенном этапе общественного развития способствует распространению урбанизационных процессов в стране в целом,а следовательно должно содействовать развитию малых и средних городов.
Как считает Г.М. Лаппо (1997) необходима эффективная городская политика в России, которая определяется как деятельность государства, направленная на эффективное использование потенциала городов на благо социально — экономического развития страны и обеспечения (поддержания и улучшения) условий жизни населения, что достигается согласованием интересов города, региона и страны в целом.
Важнейшими целями городской политики в России являются, во-первых, достижение экологического благополучия городов, во-вторых, превращение городов, не имеющих черты истинных, в полноценные и, наконец, определение перспектив развития и путей решения проблем городов.
1.2. Факторы формирования функционально— территориальной
структуры города.
В процессе развития человечества города становились средой жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. Термин среда употребляется в разных значениях. Примем то, что городская
18
среда — совокупность условий жизнедеятельности населения. По Г.М. Лаппо (1997) городская среда — интегральное явление. Она создается благодаря действию многих факторов и сама многоаспектна, имея несколько составляющих. Материальная составляющая городской среды — это, с одной стороны, природа, взаимодействующая с городом, а с другой — городская застройка, которая функционально и исторически неоднородна и характеризуется взаимовлиянием. Духовная составляющая в городской среде представлена определенной атмосферой общественной жизни, традициями, характером жителей, их образом жизни, которую поддерживает инфраструктура культуры. Важной сотавляющей городской среды является население, оказывающее в свою очередь влияние на развитие города.
В зависимости от определенного критерия условно все факторы, влияющие на формирование городской среды и ее функционально — территориальной структуры, можно
сгруппировать. Так, например, Ю.Л. Пивоваров (1996) выделил две группы фактров роста и развития городов. Такие факторы как природно — географические условия, выгодное экономико —
географическое положение, особенности исторического и экономического развития, наличие трудовых ресурсов и влияние научно-технического прогресса, феномен столичности в совокупности относятся к факторам объективного порядка. Но существует группа так называемых субъективных факторов роста и развития городов.
Субъективные факторы развития городов обусловлены влиянием политической ситуации существующей в конкретной стране, наличием приоритетных направлений развития государства в целом и отдельных территориально — хозяйственных структур. Так, например, в России преобладали стратегические приоритеты и милитаризация страны, оказавшие ощутимое воздействие на формирование хозяйства, темпы и характер освоения территории, а также на развитие городов. Города становились центрами индустриализации, на первый план выдвигалось промышленное
19