Ви є тут

Социально-экономический анализ структуры хозяйства Севастопольского приморского региона

Автор: 
Александрова Татьяна Евгеньевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000231184
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................3
ГЛАВА 1. ПРИМОРСКИЕ РЕГИОНЫ В КОНТЕКСТЕ ЭКОНОМИКО-
ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ............................................8
1.1. Сущность категории «приморский регион».................................8
1.2. Структурные компоненты приморского региона............................17
1.3. Методы экономико-географического анализа структуры приморского
региона.........................................................................26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ХОЗЯЙСТВЕ! ШОГО РАЗВИТИЯ
СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ПРИМОРСКОГО РЕГИОНА...................................33
2.1 Условия и факторы реформирования хозяйства Севастопольского
приморского региона ............................................................33
2.2 Стременная структура хозяйства Севастопольского приморского региона....54
2.3 Особенности хозяйства прибрежно-морской и акпаториальной зон Севастопольского приморского региона.............................................59
2.4 Ходайственная специфика периферийной зоны Севастопольского
приморского региона..............................................................77
ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ХОЗЯЙСТВА СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ПРИМОРСКОГО
РЕГИОНА...............................................................88
3.1. Свободная нортово-иромыгаленная зона Севастопольского приморского
региона.........................................................................90
3.2. Базирование Международного центра высоких технологий и познавательного туризма...........................................................................%
3.3. Роль структуры управления в совершенствовании социально-экономического развития Севастопольского приморского региона...................................106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................112
ЛИТЕРАТУРА.................................................................118
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................132
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ..........................................................146
3
ВВЕДЕНИЕ
Кризис, охвативший хозяйства республик СНГ, депрессиоипые явления во всех их отраслях, изменения общественной ориентации государств заставляют властные структуры на всех уровнях организации общества активизировать деятельность регионов разного уровня по выработке тактики действий на ближшою перспективу и стратегии развития на дальнюю. В Украине ведутся поиски совершенствования механизмов управления развитием экономики государства, видоизменяются сами принципы управления, создается его правовая база. Среди многосторонних возможных направлений поисков выхода из кризиса правомерно рассмотрение направлений трансформации хозяйства небольших специфических регионов, развивающихся в своеобразных географических условиях и имеющих определенные лимитирующие факторы.
Рассмотрение возможных направлений трансформации хозяйства Севастопольского приморского региона предполагает анализ существующих факторов его развития и краткое экономико-географическое обоснование возможных путей их реализации.
На современном этапе развития различных государств хозяйственное освоение приморских территорий, а также акваторий морей и океанов стало одним из ведущих и перспективных направлений деятельности человечества. Базируясь на достижениях научно-технического прогресса, наряду с традиционными отраслями (морским судоходством, рыболовством), получили развитие — морская, нефтегазодобывающая и химическая промышленность, добыча минерального сырья и строительных материалов, рекреационная деятельность населеиия.
В социально-экономической литературе возникло даже новое понятие — “национальное морское хозяйство” [86].
В отдельных публикациях приморские территории представляются, как своеобразный “феномен” [141), роль которого в жизни общества в дос-
13
так и морскими при этом предлагается считать линии транспортноэкономического тяготения к морю. Материальным выражением этого тяготения служат объем и направление транспортных перевозок.
К. Риффо [115] значительно расширяет границы приморской зоны, считая, что “она простирается в глубь материка до тех районов, где еще сказывается влияние моря“. В современных условиях это настолько расширяет границы прибрежных зон, что делает их неидснтифицирусмыми. В отличии от цитируемых выше авторов Л.П. Альтман [7] определяет приморский регион “как составную часть иерархической системы экономического районирования и предлагает в него включать только те участки береговой зоны, где наблюдается наиболее благоприятное сочетание природных и экономических условий”.
Как целостную, комплексно развивающуюся часть хозяйственного комплекса государства, определяемую природно-географическими и социально-экономическими факторами зоны стыка суша-море, определяет приморские районы. В качестве границ этих территорий нами предлагается, как природные, так и административные пространства, используя в качестве критерия целостность территориально (акваториально)-производственного комплекса. Анализируя предложенные выше определения границ приморских экопомико-географических районов, можно согласиться с мнением тех авторов, которые предлагают считать их границами исторически сложившихся территориально-производственных структур, ориентированных на обслуживание приморского региона [29, 32, 60, 68]. Вопрос о границах приморских зон имеет принципиальное значение при определении самого понятия “приморского производственного комплекса”.
В зависимости от масштабов применяются различные названия этого явления. При широких географических границах мы имеем дело с “приморским комплексом производительных сил” (ПКПС) или приморским территориально-производственным комплексом” (ПТПК), при более локальных масштабах — портово-промышленным комплексом (районом). Эти термины в значительной степени являются синонимами, так как в них вкладывается
14
практически одинаковый смысл, а при оп ре деленных условиях выделенные комплексы могут трансформироваться друг в друга. На наш взгляд, правильнее говорить о территориально-экваториальных комплексах, включающих хозяйственное использование не только ресурсов суши, но и моря (акватории).
Если существование приморских территорий (регионов), как объекта самостоятельных экономико-географических исследований можно считать доказанным то нам остается определиться с используемым понятийным аппаратом.
Представляется, что тершш “приморский” более предпочтителен, чем термин “прибрежный” или “береговой”. Он подчеркивает, с одной стороны пограничное положение “суши у моря”, а с другой — позволяет учитывать и более отдаленные от побережья территории, экономическая деятельность которых ориентирована на обслуживание морского хозяйства. Этот термин указывает на взаимозависимосгь территориальной и экваториальной составляющей.
Что касается второй части понятия “регион”, то употребление в сочетании с термином “приморский”, фиксирует иерархическую (“таксономическую”) соподчиненность в территориальной организации (“выше локального, но ниже национального или общегосударственного уровня”) [100].
С другой стороны, термин “регион” синонимичен понятию “район” и понимается как часть территории, отличающейся по каким-либо признакам от других участков пространства, характеризуемая экономикогеографическим единством и единством производственного процесса [I, 34, 66, 113, 122, 130]. В целях анализа ключевого понятия “регион” необходимо рассмотреть дефиницию этой категории. Исследователи в области территориальной организации хозяйства и населения [28, 33, 54, 69, 70, 84, 99, 139, 146, 147, 148] предпочитают использовать понятие “территория”, а не “регион”. Э.Б. Алаев [3] рассматривает регион как территорию по совокупности насыщающих ее элементов отличающуюся от других территорий и обладающую единством, взаимосвязанностью, целостностью, составляющих