ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................
Глава I. Теоретико-мето дологические основы формирования территориальных экологических издержек производства в условиях регламентации хозяйственной деятельности..........................
1.1. Научные основы экологической регламентации хозяйственной деятельности, ее место в системе природопользования и влияние на формирование экологических затрат.........................................
1.2. Теоретико-методологические основы формирования экологических издержек производства..........................
1.3. Концептуальные основы эколого-безопаснот лесопользования......................................................................
Глава II. Методические подходы к определению экологических издержек в лесопользовании.......................................
2.1. Специфика системы экологической регламентации режимов лесопользования в Байкальском регионе................
2.2. Классификация факторов, влияющих на формирование дополнительных затрат в лесной промышленности................
2.3. Методические подходы к определению экологических затрат в лесозаготовительной промышленности..................
2.4. Методические подходы к определению предотвращенного ущерба в результате проведения лесозаготовителями мер, снижающих негативное воздействие лесозаготовок на лесную среду....................
Глава III. Совершенствование эколого-безопасного лесопользования в регионе........................................................
3.1. Особенности лесопользования в РБ в результате введения особого режима пользования лесными ресурсами в
4
10
10
27
41
49
49
56
64
76
85
2
бассейне озера Байкал 85
3.2. Оценка дополнительных затрат в лесозаготовительной промышленности и величины предотвращенного
экономического ущерба 101
3.3. Совершенствование экономического механизма
регулирования эколого-безопасного лесопользования 122
Заключение 135
Список использованной литературы 140
Приложения 152
з
возможность ослабления антропогенной нагрузки на природную среду. Одним из аспектов такой возможности является организация режима особого природопользования, представляющего собой «регионально вводимое регламентирование форм и интенсивности эксплуатации природных ресурсов в большей степени, чем это делается в других местах, с целью их лучшего сохранения» (Реймерс Н.Ф., 1990). Основным условием
установления таких режимов природопользования является отсутствие альтернативы использования природных ресурсов и отсутствие альтернативы сохранения природной среды и комплексов в регионе (Викулов В.Е., 1982, с.24).
Полигоном ведения хозяйственной деятельности в условиях более жестких регламентов стал Байкальский регион, в связи с особым статусом, поскольку является регионом с уникальными природными комплексами, обладающий крупнейшим стратегическим ресурсом России - резервуаром пресной воды, бесценного хранилища генетического фонда планеты. Впервые в истории взаимоотношений между обществом и природой Постановлением Правительства СССР в 1969 году была директивно введена новая региональная форма природопользования - особый режим природопользования в бассейне озера Байкал, который должен гарантировать сохранение качественной природной среды.
Установление особого режима природопользования является примером административного метода управления охраной окружающей среды, которое предполагает введение соответствующих нормативных стандартов и ограничений, а также прямой контроль и лицензирование процессов природопользования, указывающих производителю рамки, которые он должен соблюдать. Установление более жесткой экологической регламентации хозяйственной деятельности на таких территориях, где природные комплексы с неблагоприятными природно-климатическими условиями относятся к категориям слабых систем * (они слабее
16
сопротивляются антропогенным нагрузкам, легче разрушаются и медленнее восстанавливаются) и особо ценных природных систем, к которым относится бассейн озера Байкал, по сравнению с другими территориями было обусловлено тем, что в те годы эго был единственный путь снижения антропогенной нагрузки на природную среду. Поскольку другой путь снижения нагрузки на ее природную среду, связанный с достижением качества ресурсопотребления на уровне мировых достижений, при котором снижается природоем кость производства и природопреобразующая деятельность, был не возможен, так как для этого нужны огромные затраты и средства.
Следующий, более высокий, уровень установления взаимоотношений между обществом и природой - устойчивое природопользование. Устойчивое природопользование нами рассматривается в контексте теории устойчивого развития. «Устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» (Доклад комиссии Брундтланд). Управление устойчивым природопользованием основывается на смешанном механизме, сочетающем систему экономических стимулов и рыночных отношений в сфере природопользования с административными мерами с использованием преимущественно экономических инструментов развития. Основными критериями устойчивого природопользования являются «принцип сбалансированного природопользования, согласно которому размещение хозяйственных объектов на определенной территории и их совокупная техногенная нагрузка на окружающую природную среду не должны нарушать экологической техносмкости территории, восстановительного потенциала се экосистем, включая и населения территории» (Акимова Т.А., Хаскин В.В., 1994, с. 216) и экономический рост в рамках экологической емкости территорий.
17
- Київ+380960830922