Ви є тут

Эколого-географические проблемы сухопутного транспорта : На примере Волгоградской области

Автор: 
Ширшов Александр Федорович
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000283070
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Стр.
ВВЕДЕНИЕ...........................................................4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
I
ВОПРОСА......................................................8
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА..............................18
2.1 .Общие принципы изучения эколого-географических проблем,
ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ Д ЕЯТЕЛЬНОСТИ СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА.18
2.2. Методы исследования применяемые в работе...............22
2.3. Моделирование распределения воздействия транспорта на окружающую среду............................................25
2.4. Методика расчета влияния транспорта на воздушную среду
ВОЛГОГРАДА................................................. 31
ГЛАВА 3. ОБРАЗОВАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ
ЛАНДШАФТОВ..................................................64
3.1. Характеристика линейно-транспортных ландшафтов волгоградской области ....................................................67
3.2. Линейно-транспортные ландшафты волгоградской области...79
3.3. Линейно-точечно-транспортно-магистральные ландшафты...83«
ГЛАВА 4. ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО
КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.............................92
4.1. ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ...................................... 94
4.2. ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ......................................104
4.3. ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУБОПРОВОДНОГО ТРАНСПОРТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ................................П 3
4.4. ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ..................................... 124
4.5 Районирование территории волгоградской области по экологическим
УСЛОВИЯМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ СУХОПУТНОГО ТРАНСПОРТА....134
ГЛАВА 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО
КОМПЛЕКСА ВОЛГОГРАДСКОЙ ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ. 142
5.1 .Экологические особенности транспортного комплекса волгоградской городской агломерации.......................................142
5.2.Специфика воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду ВОЛГОГРАДА...................................149«
5.3. Эколого-географические аспекты развития транспортного комплекса
ВОЛГОГРАДА..................................................172
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................179
Литература.........................................................182
19
Волгоградской области В.А.Брылева (1990), концепция карт острых экологических ситуаций на разных уровнях в докторской диссертации Б.И.Кочурова (1994), работы по картографированию воздействия транспорта на окружающую среду В.И.Шлихтера (1991), подходы к оптимизации
I
техногенных ландшафтов В.И.Федотова (1988).
Для оценки экологического состояния районов Волгоградской области в результате воздействия сухопутного транспорта на ландшафты применялось ранжирование территорий по совокупности признаков экологической напряженности с помощью суммарных оценок в баллах. Использование индексов транспортной нагрузки по районам, когда показатели площадей по видам дорожных ландшафтов соотносятся со средними по территории области и страны, позволяет дать обобщенную оценку экологического состояния территории.
Проведенное дорожно-ландшафтное районирование Волгоградской области позволило выделить 7 районов с высокой долей дорожных ландшафтов (1,6 - 1,9% площади районов) и максимальным значением показателей батлов - 3 балла; 10 районов со средней долей дорожных ландшафтов (1 - 1,5% площади районов) и средним значением показателей баллов - 2 балла; 16 районов с минимальными значениями (0,5 - 0,9% площади районов) и низким показателем баллов - 1 балл.
С помощью таких методов и подобной методики возможно проанализировать, оценить и картографировать только пассивный блок (неподвижную часть) сухопутного транспортного комплекса, его воздействие на окружающую среду.
Для комплексного эколого-географического анализа необходимо проводить исследование активной части (подвижного блока) сухопутного транспорта, давать оценку состояния экологических последствий деятельности всех видов сухопутного транспорта, неблагоприятно воздействующих на геосреду.
20
Территория Волгоградской области являет собой типичный объект для отработки методики сбора и анализа статистических данных и применения картографического метода в целях сопоставления степени антропогенной нагрузки транспортного комплекса, которую он оказывает на районы обласги.
Последовательно анализировалось воздействие на геосреду районов Волгоградской области электрического, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта. Выделялись наиболее мощные линии сетей каждого вида транспортного комплекса, которые оказывают максимальное негативное воздействие на окружающую среду из-за того, что на них концентрируются главные транспортные потоки. Степень влияния транспорта на природную среду прямо зависит от транспортной освоенности территории. Для карт транспортной освоенности территории приняты пять уровней оценки Е.Н. Андреева, Я.Г.Машбиц, С.Б.Шлихтер (1987).Для каждого уровня транспортной освоенности, характеризуемого густотой путей сообщений всех видов сухопутного транспорта (от 600 км - до 100 км на 1000 кв. км), определены степени воздействия транспорта на природную среду: от очень сильного - 5 баллов (вызывающего необратимые разрушения среды), до слабого - 1 балл (очагового).Каждой степени воздействия соответствуют экологические условия (от чрезвычайных экологических ситуаций - 5 баллов, до экологически благоприятных условий - 1 балл. Е.А.Прохорова,
С.Б.Шлихтер, (1991). Ранжировались районы по совокупности средних показателей значений транспортной нагрузки (от 1 до 3 баллов), по показателям плотности самых мощных линий каждого вида транспортных сетей. Для оценки показателей транспортной нагрузки на природную среду районов Волгограгской области предлагаем использовать оценку в баллах, где 1 балл -минимальное значение показателей транспортной нагрузки по видам сухопутного транспорта, 2 балла - среднее значение и 3 балла - максимальное значение показателей транспортной нагрузки, из-за невысоких значений показателей региона. Соответственно проводилась стратификация районов