Оглавление
ВВЕДЕНИЕ б
1. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДОЛОГИИ 12
1.1. Основные понятия........................................................ 12
1.1.1. Окружающая среда и се качество.................................... 12
1.1.2. Мониторинг и регулирование........................................ 21
1.2. Общие методы регулирования.............................................. 24
1.2.1. Объекты регулирования ............................................ 24
1.2.2. Уровни и методы регулирования..................................... 26
1.3. Приоритеты решения экологических проблем............................... 3-1
1.3.1. Дерево целей .................................................... 34
1.3.2. Предотвращение экологических бедствий............................. 37
1.3.3. Обеспечение экологической безопасности............................ 38
1.3.4. Устойчивое эколого-экономичсское и социальное развитие............ 39
1.4. Системные принципы принятия решений..................................... 47
1.4.1. Системный подход при оценке состояния окружающей среды .... 47
1.4.2. Системные принципы подготовки вариантов решений................... 49
1.4.3. Применение математических моделей................................. 53
1.5. Основы принятия решений в республике Саха (Якутия)...................... 55
1.5.1. Принципы экологической политики Якутии............................ 55
1.5.2. Экологические проблемы Якутии..................................... 58
1.5.3. Опыт соседних регионов............................................ 68
1.5.4. Устойчивое развитие Якутии........................................ 69
Выводы ...................................................................... 74
2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ 77
2.1. Концептуализация системы поддержки принятия решений..................... 77
2
2.1.1. Вводные замечания ............................................... 11
2.1.2. Требования к системе................................................ 77
2.1.3. Решаемые задачи .................................................... 79
2.1.4. Концепция системы .................................................. 80
2.2. Формализованная запись системы............................................. 83
2.2.1. Определение системы................................................. 83
2.2.2. Аксиомы структуры................................................... 84
2.3. Некоторые свойства системы............................'.................... 87
2.3.1. Постановка задачи................................................... 87
2.3.2. Структурная устойчивость системы................................. 91
2.3.3. Рациональное и условно-оптимальное решения ......................... 92
2.3.4. Динамическая устойчивость системы .................................. 94
2.3.5. Р-решение ........................................................ 97
2.3.6. Координация иерархических уровней................................... 99
2.4. Функционирование системы ...................................................ЮЗ
2.4.1. Нулевой и первый уровни..............................................ЮЗ
2.4.2. Второй и третий уровни системы . 105
2.5. Содержание иерархических уровней системы...................................107
2.5.1. Системный модуль....................................................107
2.5.2. Мониторинг..........................................................112
2.5.3. Состояние............................................................1Ю
2.5.4. Воздействие.........................................................125
2.5.5. Знания..............................................................131
2.5.6. Прогноз.............................................................136
2.5.7. Регулирование.......................................................140
2.6. Особенности системы для РС(Я)..............................................145
2.6.1. Построение системы для территории Якутии............................145
2.6.2. Декомпозиции системы................................................149
2.6.3. Заключительные замечания............................................151
3
привести к изменениям ландшафта. Сказанное позволяет дать определение природно-социальной системы (ПСС), под которой понимается совокупность взаимодействующих природных и искусственных объектов, образующихся в результате строительства и эксплуатации инженертлх и иных сооружений, комплексов и технических средств, взаимодействующих с природной средой.
Структура ПСС включает подсистему природных объектов: геологических тел, почв, растительных покровов, водных источников, воздуха, составляющую природную основу ПСС, и подсистему искусственных объектов: наземные и подземные сооружения, плотины, водохранилища, технические средства. ПСС являются сложными иерархическими образованиями, содержащими в себе взаимосвязанные компоненты различного уровня воздействия на природные объекты. Совокупность воздействий всех компонентов системы определяется ее назначением.
Интегрально направленность воздействия техногенного ядра на природную основу определяется назначением ПСС. Представляется возможным отметить следующие категории ПСС, охватывающие системы, обладающие рядом аналогичных свойств:
1 тип — системы, добывающие природные ресурсы;
2 тип — системы, перерабатывающие добытые ресурсы и выпускающие промежуточную или окончательную продукцию;
3 тип — системы, обеспечивающие функционирование двух первых типов.
На наш взгляд, ПСС являются основными объектами регулирующих воздействий, поскольку законы их развития во многом определяются человеком, а тем самым уменьшается фактор неопределенности при принятии решений. Кроме того, именно в ПСС происходит большинство процессов, нлияющих на качество окружающей среды.
25
1.2.2. Уровни и методы регулирования
Выделяются четыре основных уровня регулирования: локально-тактический, регионально-стратегический, межрегиональный (федеративный) и международный. Эти уровни вложены один в другой, и основным из них является регионально-стратегический. На нем решаются главные вопросы охраны окружающей среды, такие как разработка экологических прогнозов; разработка и реализация механизма управления процессами взаимодействия между обществом и природой в границах региона с учетом трансрегионального переноса загрязнений в воздушной и водных средах; разработка и внедрение региональных экологических нормативов и требований, определяющихся местными природными и социальными условиями и традициями природопользования; оптимизация размещения и работы предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы; оптимизация инфраструктуры, включая дорожно-транспортную схему, расположение объектон энергетики, продуктопроводов, места складирования отходов; организация и эксплуатация сети особо охраняемых территорий, обеспечивающих сохранность редких и типичных ландшафтов и их компонентов, генофонда растительных сообществ и популяций животных.
На федеральном уровне формируются основы экологической политики и проводится координация действий, осуществляемых на региональном уровне.
Для каждого случая регулирования применяются различные методы или сочетания методов, направленные на сохранение или достижение планируемого качества окружающей среды. Учитывая структуру вещественно-энергетических взаимосвязей в природных и природнотехнических геосистемах, методы регулирования качества природной среды могут применяться к отдельным структурным компонен-
26
- Київ+380960830922