Ви є тут

Организация территориальной системы экологического мониторинга в строительной деятельности

Автор: 
Стойков Василий Федорович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000259092
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ:
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................4
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.........................................................8
1.1. Обзор принципов и методов экологического мониторинга ................8
1.2. Состояние экологического мониторинга в строительном комплексе России.21
1.3. Анализ стандартных методов мониторинга окружающей среды..............26
1.4. Методы САЬб-технологии для экологического мониторинга................33
1.5. Выводы. Постановка целей и задач исследования........................38
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА......................................40
3.1. Многофакторный анализ ситуаций и особенностей территорий.............40
3.2. Методы экологического мониторинга в нормативно-правовых документах...44
3.3. Стимулирование развития территориальных систем экологического мониторинга в строительстве............................................. -......................51
3.4. Выводы.... «............................................... ........58
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.................................................................... 60
3.1. Идентификация функций к параметров системы экологического мониторинга в строительстве.............................. -.....................................60
3.2. Метод многофункциональной интеграции информационных структур системы экологического мониторинга в строительстве ........................................63
3.3. Метод технологического обеспечения автоматизированной системы экологического мониторинга в строительстве 74
3.4. Метод оценки экологических воздействий строительного объекта на окружающую среду79
3.5. Выводы.................................... ...................... 89
ГЛАВА 4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ФОРМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ....................................91
4.1. Эффективность и предложения по созданию территориальных систем экологического мониторинга в строительстве...........................................................91
4.2. Организационный программно-целевой метод создания системы экологического мониторинг в строительстве............................................................95
4.3. Проект отраслевого стандарта как форма внедрения системы экологического мониторинга в строительстве.....................................................................................................................105
4.4. Практическое применение результатов исследования ................... 117
4.5. Выводы............................................................... 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................120
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
124
12
мониторинга состояния окружающей среды.
Системы мониторинга источника воздействий создаются за счет средств субъекта хозяйственной дея тельнос ти, который обеспечивает их регламентное функционирование.
Территориальный уровень ЕГСЭМ может быть образован для решения задач экологического мониторинга, носящих территориальный характер, с определением территориальных подсистем ЕГСЭМ, участвующих в формировании региональной системы. Целесообразность создания территориального уровня ЕГСЭМ определяется:
- необходимостью оценки состояния природных объектов, анализа природных процессов и экологически неблагоприятных явлений, когда их 1раницы не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;
- сложившейся структурой территориальных (региональных) органов ряда ведомств;
- целесообразностью создания мощных территориальных функциональных центров, способных обслуживать ряд субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне ЕГСЭМ выполняет следующие основные функции:
- обобщение информации, получаемой на территориальном или региональном уровнях;
- обеспечение требуемого качества данных, получаемых на всех уровнях ЕГСЭМ;
- информационное обеспечение управления в области охраны окружающей природной среды и экологической безопасности, осуществляемого федеральными органами исполнительной и представительной власти;
- информирование населения и общественности России об основных показателях, характеризующих экологическую обстановку на территории страны, и крупномасштабных тенденциях ее изменения;
- обеспечение функционирования подсистем экологического мониторинга, имеющих федеральное значение, а также специальных систем мониторинга, не имеющих территориального и регионального уровней;
- обеспечение участия Российской Федерации в международных, в том числе, глобальных системах экологического мониторинга.
Сбор, хранение и анализ информации, поступающей от информационных звеньев базовых и специализированных подсистем мониторинга территориального уровня, а также федеральных центров специализированных подсистем, не имеющих территориального уровня, осуществляется в информационно-управляющих федеральных центрах соответствующих подсистем ЕГСЭМ, связанных между собой на единой организационной, методической и информационной основе. Федеральный информационно-аналитический центр Минприроды России осуществляет сводный анализ информации, передаваемой из информационно-управляющих центров соответствующих подсистем ЕГСЭМ федерального и
территориального уровней в порядке, согласованном с федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающих функционирование ЕГСЭМ, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [125].
Обмен данными между информационными центрами подсистем ЕГСЭМ осуществляется на принципе бесплатного доступа к данным мониторинга, полученным за счет бюджетных средств.
Экологический мониторинг строительной деятельности (импактный мониторинг строительства) - это наблюдение за состоянием окружающей строительный объект среды на всех стадиях жизненного цикла этого объекта (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Экологический мониторинг проводится с помощью телевизионных изображений, фотографий, многоспектральных снимков и т. п. информации, которая позволяет оперативно выявлять очаги и характер изменений окружающей среды, прослеживать интенсивность процессов и амплитуды экологических сдвигов, изучать взаимодействие техногенных систем.
Экологический мониторинг природно-технических систем - это система стационарных наблюдений за состоянием природной среды и сооружений в процессе их строительства, эксплуатации, а также после ликвидации и выработка рекомендаций по нормализации экологической обстановки и инженерной защите сооружений.
Любая территориальная и локальная неблагоприятная экологическая ситуация, каждое экологическое бедствие и каждая экологическая катастрофа, обусловленные нарушением взаимосвязей внутри экосистемы или необратимые явлениями в биосфере, вызванные экологически опасной строительной деятельностью угрожают наступлением глобазьного экологического кризиса.
Наступает время, когда на всех территориях и в поселениях, а не только подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенною характера, должен проводиться мониторинг состояния среды жизнедеятельности.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду проводится мониторинг ее состояния в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Такой же порядок и соответствующие нормативные документы должны быть разработаны и утверждены для территорий расположения любых строительных объектов.
Инженерно-экологические изыскания для строительства [97] выполняются как самостоятельный вид инженерных изысканий и в комплексе с другими видами инженерных изысканий (изыскательских работ и исследований), в том числе инженерно-геологическими,