Ви є тут

Исследование и формирование основ рационального ресурсопользования северных и дальневосточных регионов

Автор: 
Васянович Юрий Анатольевич
Тип роботи: 
диссертация доктора технических наук
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
340
Артикул:
1000335319
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................4
Глава 1. Методология формирования программ рационального развития Севера и Дальнего Востока.................................................18
1.1. Особенности социально-экономического и экологического развития окраинных регионов Севера и Дальнего Востока..............18
1.2. Принципы устойчивого развития................................44
1.3.Проблемы и методология формирования программ устойчивого развития..................................................51
Глава 2.Социально-экономические и экологические объекты программ устойчивого развития....................................................72
2.1. Социально-экономическая и экологическая структура в современ-
~ ных условиях..................................:..................72
2.2. Ресурсы, социально-экономические и экологические структуры...75
2.3.Функции социально-экономической и экологической структуры 88
Глава 3.Принципы реализации программных целей устойчивого развития... 94
3.1.Структуризация и типизация процессов развития социально-экономических и экологических объектов....................94
3.2.Схема модельного решения задач в соответствии с требованиями устойчивого развития.................................... 111
3.3.Технология создания моделей устойчивого развития на примере объектов природопользования..............................124
Глава 4.Правовое ре1улированис и обеспечение реализации устойчивого
развития......................................................147
4.1.Правовое регулирование отношений, связанных с охраной окружающей среды, при реализации программ устойчивого развития 147
4.2.Система признаков жизнедеятельности как основа правового обеспечения устойчивого развития коренных малочисленных народов... 167
4.3.Принципы построения информационной модели правовых отношений в регионах Севера и Дальнего Востока на примере коренных малочисленных народов....................................223
4.4. Методика структуризации законов и постановлений для обеспечения устойчивого развития северных и дальневосточных регионов....244
Глава 5.Иновационные технологии обеспечения жизнедеятельности северных и дальневосточных регионов..........................................!.......................................270
5. ГИновационная программа обеспечения движения населения.........270
5.2.Инвационная программа развития малого предпринимательства для обеспечения движения населения...........................279
5.3.Иновационная программа освоения малодебетных месторождений нефти и газа на севере России............................287
5.4.Обоснование приоритетных направлений технологии применительно к рациональному использованию ресурсов недр...........293
3
5.5. Подходы к разработке иновациошюй программы по открытой динамической системе "завоз" для обеспечения жизнедеятельности в отдаленных районах России........................................... 295
5.6. Модульный принцип разработки структуры объектов программ устойчивого развития...................................................301
Заключение................................................................ 318
Список использованной литературы...........................................325
\
33
Важнейшим рычагом государственного регулирования развития Севера в последние 10-15 лет явились кредитные фонды. В течение этого периода они были созданы не только на Севере США, но и в не северных районах, где экономика опирается на одну-две добывающие отрасли и считается поэтому недостаточно надежной. Фонды формируются за счет отчислений (10-30%) с налогов главным образом горнопромышленных фирм, в отдельных случаях взносы делает правительство. Объемы их достаточно внушительны, по крайней мере, в сравнении с численность населения. На Аляске фонд составил 10.5 млрд. долл. (1990 г.), в Альберте 7.6 млрд. долл. (1988г.). Предполагалось создать кредитные фонды в Юконе и Севере - Западных Территориях Канады.
Если попытаться выявить главную особенность этой системы в северных районах, например, на Аляске, то следует сказать, что по большинству видов лицензионных, рентных, собственно налоговых платежей она приоритетна для штата, иными словами, по сравнению с другими штатами на месте остается больше, чем забирается центром. Налоги с населения и бизнеса (того, с которого взымаются налоги на уровне властей штата и муниципалитета) здесь в 2 раза меньше, чем в среднем по США, но расходы государства в расчете на душу населения в 2-3 раза больше [52].
Аналогичное положение в Юконе и Севере - Западных Территориях, если сравнивать их с южнее расположенными провинциями. Р. М. Боун утверждает, что, как бы то ни было, государство по-прежнему будет осуществлять политику бюджетного перераспределения средств в пользу Севера. Следует учитывать его реальные социально-экономические возможности. Такой подход соответствует основам проводимой в Канаде и в других развитых странах региональной политики, способствующий сокращению социально-экономического разрыва между районами, в данном случае между Севером и Югом. Один из знатоков региональной политики в развитых странах С.С.Артоболевский показал, что эта политика носит прежде всего политический, социальный характер.
34
В этой связи будет уместным показать объективную экономическую необходимость политики государственного протекционизма в отношении Севера и Дальнего Востока, показать, насколько возможно, сам экономический механизм этого процесса. Эту задачу давно пытались решить канадские и американские ученые. Наиболее известен К. Дж. Ри, который в двух своих книгах о "политической экономии Севера" в 1968-1976 гг. пытался доказать, что "частные фирмы не в состоянии осуществить ряд работ по освоению ресурсов в той степени, в которой это необходимо обществу". Он и другие исследователи выполнили на этот счет определенные расчеты и моделирование [1,2, 3,4, 5].
Р.М.Боун обращает значительное внимание на "мультипликаторный эффект" капиталовложений, показывая их прямое и косвенное влияние на рост занятости, развитие торговли, появление обслуживающих производств, словом, на все то, что обеспечивает дальнейшее, поступательное развитие территории. Автор приводит методику подсчета "регионального мультипликатора" [46].
Государственный монополизм, протекционизм, сравнительно большая зависимость населения от центра имеют как бы обратную связь. Такая роль государства накладывает на верхние административно-политические структуры повышенные обязанности. Это хорошо проявляется на Аляске. Необходимость регионального, территориально дифференцированного подхода к экономическим реформам Российского Севера, находит все большее признание [31,34]. Однако применительно к Северу на этот счет все-таки нет решительных принципиальных выводов, более того, заметна сдержанность и даже противоречивость, прослеживаемая при сопоставлении текстов отраслевых, порайонных и генеральных, обобщающих разделов [32,38]. Север принадлежит к тем районам, где особенно заметна сложность процесса принятия политических и экономических решений. На Севере, в силу обнаженности внутренних структурных, системных связей конфликты, противоречия, неувязки проявляются острее.