Ви є тут

Эколого-экономическая оценка минерально-сырьевого потенциала регионов

Автор: 
Иватанова Наталья Петровна
Тип роботи: 
Дис. д-ра экон. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000293054
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
" Содержание
стр.
ВВЕДЕНИЕ._____________________________________________________5
ГЛАВА Ь СОСТОЯНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ_________________________________________________________________12
^......................1.1.Современное состояние минерально-сырьевой базы России..........................................................................12
1.2.Анализ стратегических направлений использования и развития минерально-сырьевой базы страны........................................33
1.3. Качественная характеристика минерально-сырьевого потенциала промышленно-освоенного региона...................................... 58
ГЛАВА а ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГО-^------------------------------------------------------------------ЭКОНОМИЧЕСКОЙ-------------------------------ОЦЕНКИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА 82
2.1 Минерально-сырьевые и экологические ресурсы как составляющие природного капитала в современной экономической системе..............82
2.2 Формирование эколого-экономических оценок в воспроизводственном процессе и их отражение в макроэкономических показателях..........100
ГЛАВА Ш. МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА________________________________115
® 3.1. Анализ состояния вопроса в области экономической оценки минерально-
сырьевого потенциала регионов.....................................115
3.2 Горно-экологическая рента как основная часть стоимости природного капитала и минерально-сырьевого потенциала..........................135
3.3. Экологические затраты горнодобывающих предприятий и их отражение в результатах хозяйственной деятельности..........................154
3
ГЛАВА IV. МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОЛОГОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ________________________________________________________________175
4.1. Выбор критерия и показателей эколого-экономической оценки эффективности природопользования и минерально-сырьевого потенциала регионов....175
4.2. Алгоритм и экономико-математическая модель комплексной эконолого-экономической оценки минерально-сырьевого потенциала промышленно развитого региона............................................................197
4.3. Оценка соииально-экологической конкурентоспособности при выборе варианта развития минерально-сырьевого потенциала..................212
ГЛАВА V. СОСТОЯНИЕ И ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА ТУЛЬСКОГО РЕГИОНА____________________________________________220
5.1. Анализ территориальных аспектов повышения эффективности использования минерально-сырьевого потенциала регионов.....................220
5.2. Характеристика минерально-сырьевой базы Тульской области 235
5.3. Перспективы развития минерально-сырьевой базы Тульского региона и возможности нетрадиционного использования минерально-сырьевого потенциала.........................................................255
5.4 Комплексная эколого-экономическая оценка эффективности природопользования и оценка социально-эколого-экономической конкурентоспособности некоторых вариантов развития минерально-сырьевого потенциала.......259
ГЛАВА VL СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ (НА ПРИМЕРЕ ТЕР-РИТОРИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ КАК СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ). _________________268
6.1. Зарубежный опыт управления природопользованием..........268
6.2. Обобщение Российского опыта и направления использования рыночных механизмов и мер государственного регулирования на федеральном и региональ-
34
Таким образом, стратегия - это только часть модели развития. При любом общественном строе государство может эффективно воздействовать на экономику и социальные процессы, предвидеть результаты. При разработке стратегий важно определиться с критериями эффективности экономической системы, с возможностями средств государственной политики и рыночного механизма в выявлении, формировании и удовлетворении потребностей.
В настоящее время существуют множество подходов и классификаций стратегий развития минерально-сырьевого комплекса России.
Проф. А.С. Астахов предлагает классифицировать стратегии развития МСК по классификационному признаку -"месту осуществления главной перестройки”^). Исходя из этого признака он рассматривает восемь стратегий.
1. Стратегия поисков и освоения новых источников МС. Суть этой стратегии в открытии и освоении новых месторождений. Он отмечает, что данная стратегия требует большой концентрации капиталов на геологонпоисковых работах, но может быть эффективной для дефицитных видов МС при наличии гарантированной потребности.
2. Стратегия максимального использования действующего, ранее созданного мощностного и трудового потенциала. Автор считает, что эта стратегия применима при отсутствии большого роста потребностей в рассматриваемом МС, однако в целом эффект не может быть большим по причинам ухудшения горнопроизводственных условий по мере углубления добычных работ, роста затрат и морально устаревшего мало эффективного оборудования и технологии добычи полезных ископаемых.
3. Стратегия экстенсивного шахтного строительства в соответствии с растущим спросом на МС при сохранении постепенно строящегося действующего шахтного фонда. А.С. Астахов указывает, что”это - консервативная стратегия,... неэффективная по многим причинам - большой капиталоемкости, постоянного усложнения горногеологических условий, трудностей в освоении новых регионов и т.п.”.
35
4. Инвестиционная стратегия технологического перевооружения отрасли основывается, по мнению автора, на идее широкомасштабной реконструкции действующего шахтного фонда и выведения всех предприятий на современный мировой научно - технический уровень, однако ее осуществление затруднено не желанием западных и отечественных инвесторов вкладывать средства”в рисковый горный промысел при отсутствии государственных гарантий’'.
5. Стратегия комплексной реструктуризации шахтного и карьерного фонда. Автор традиционно трактует политику реструктуризации, указывая, что”структурный эффект достигается за счет перераспределения добычи и инвестиций в пользу лучших карьеров и шахт”, средние поддерживаются при этом в неизменном состоянии без инвестиционной подпитки, а худшие - закрываются. А.С. Астахов отмечает, что эта стратегия порождает серьезные социально - экономические проблемы.
6.Стратегия типа”даешь мировой рынок!”. Главным акцентом данной стратегии являются меры, направленные на широкий выход на мировой рынок. При этом автор справедливо, на наш взгляд, считает, что”наши предприятия могут выглядеть конкурентноспособными лишь при крайне низких уровнях зарплаты, транспортных тарифов, бесплатной экологии и т.п.”. Отмечая невозможность осуществления данной стратегии, А.С. Астахов считает возможным создания совместных горных предприятий, концернов, консорциумов и т.п.
7. Стратегия”экономической безопасности”страны. Рассматривая эту стратегию, автор указывает, что эта концепция” по сути своей ангирыночная и не отражает ни реально достигнутой ситуации на карте мира, ни экономических возможностей страны”, хотя признает, что она”оправдана для отдельных, особо критичных видов МС”.
8. Стратегия минерально-сырьевой экономии и ресурсосберегающих технологий потребления МС признается автором наиболее революционной. Идеология ее такова: основную часть инвестиций следует вкладывать не в расширение производства МС, а в технологии их потребления и в снижении потребностей общества