ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Глава I. Парламентаризм: понятие и значение
в системе конституционно-правовых категорий и норм...................15
§ 1. Парламентаризм как конституционно-правовой институт...........15
§ 2. Правовое содержание института парламентаризма.................30
Глава II. Историческое развитие идей и институтов парламентаризма
в дореволюционной России.............................................43
§ 1. Особенности развития идей и институтов парламентаризма
в дореволюционной России...........................................43
§ 2. Идеи представительного и коллегиального правления
в допетровской Руси............................................... 53
§ 3. Идеи представительного и коллегиального правления в XVIII в...62
§ 4. Идеи парламентаризма в первой трети XIX в.....................72
§ 5. Идеи парламентаризма в середине - конце XIX в.................92
§ 6. Развитие идей парламентаризма в России в период борьбы за полноправное народное представительство и конституционных реформ
(1903- 1906 гг.)..................................................112
§ 7. Развитие идей парламентаризма в России в «думский»
и «последумский» периоды (1906 - 1917 гг.)........................132
Глава III. Развитие взглядов на парламент, его компетенцию,
организацию и порядок работы в дореволюционной России...............144
§ 1. Взгляды на статус парламента.................................144
§ 2. Взгляды на функции и компетенцию парламента..................157
§ 3. Идеи о структуре парламента в дореволюционной России.........171
§ 4. Взгляды на порядок формирования, численный состав,
сроки полномочий парламента (палат парламента)....................187
§ 5. Взгляды на внутреннюю организацию и порядок работы парламента
(палат парламента)................................................209
§ 6. Взгляды на статус парламентария..............................225
Глава IV. Развитие взглядов на законодательный процесс в конституционных проектах и юридической науке
дореволюционной России..............................................235
Глава V. Развитие идей о месте парламента в механизме государства и отношениях с другими государственными органами
в дореволюционной России............................................257
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................272
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................................287
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, теоретической и практической значимостью вопросов касающихся определения места и роли института парламентаризма в системе ценностей правового государства, а с другой - отсутствием в правовой науке и юридической практике единых подходов к пониманию сущности и содержания парламентаризма как социально-политического феномена.
В целом для современной отечественной юридической науки характерно обращение к дореволюционному опыту в плане возрождения прерванных на несколько десятилетий научных традиций. В рамках теории и истории государства и права, отраслевых юридических дисциплин происходит обогащение научного знания материалом, наработанным в XIX - начале XX в. Несмотря на то, что время сегодня совсем иное, вполне современно звучат и многие.конституционно-правовые идеи вековой давности. Кроме того, каждая наука должна учитывать историческую ретроспективу разработки проблем, составляющих ее предмет, имея, таким образом, исторический фундамент современного знания. Сказанное в полной мере относится и к теории парламентаризма. Современная наука парламентаризма не только не должна игнорировать взгляды, высказанные ранее, в других исторических условиях, но и активно развивать их применительно к новым реалиям. Успех обеспечен только в том случае, если мы учитываем отечественные традиции, в связи с чем встает вопрос и о разработке отечественного исторического политико-правового знания.
Проблема парламентаризма как особого конституционно-правового института является многосторонней, многогранной, попытку ее комплексной разработки предпринимает настоящее исследование. В круг его задач не входит анализ современного законодательства. Различные аспекты теории парламентаризма и парламентского права - развитие взглядов на статус, функции, компетенцию, структуру, формирование, порядок работы внутреннюю организа-
31
V Французской республики, в текст которой включено множество детальных положений о работе парламента, обычно регулируемых самими палатами в их регламентах (устанавливаются, например, на конституционном уровне такие вопросы внутренней организации палат, как число постоянных комиссий, процедура выработки повестки дня, законодательной дискуссии, внесения поправок - ст. 42 - 44, 48 и др.)1.
Важным источником парламентского права являются и законы, причем касающиеся не только непосредственно парламента, но и регламентирующие вопросы, связанные с различными аспектами его деятельности: порядок формирования и деятельность других государственных органов, избирательное законодательство, законодательство о политических партиях и т.д.
Детальное регулирование внутренней организации парламента (палат), процедурных вопросов также может осуществляться законом (Австрия, Швеция и др.), но обычно оно относится к компетенции парламента (палат) и осуществляется актом внутреннего значения - регламентом. Кроме общего регламента могут существовать и регламенты для особых случаев или условий (например, определяющие законодательные процедуры в условиях состояния обороны), а также иные регламентные документы2.
1 См.: Крутоголов М.Д., Ковлер А.И. Парламентское право Франции // Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. и с предисл. Б.Н. Топорнина. М., 1993. С. 88.
2 Так, в ФРГ кроме общих и частных регламентов бундестага действует еще ряд важных регламентных документов, публикуемых обычно в виде приложений или дополнений к официальному Регламенту. К ним относятся: Правила поведения членов бундестага, Правила регистрации союзов и их представителей, Положение об охране секретных документов, Директива о порядке проведения «часа вопросов» в бундестаге и обращении депутатов с отдельными вопросами к правительству, Директива о порядке обсуждения актуальных вопросов, представляющих интерес для всего бундестага и др. См.: Урьяс Ю.П. Парламентское право ФРГ // Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. и с предисл. Б.Н. Топорнина. М., 1993. С.1 37.
32
Важное значение для парламентского права имеют решения конституционных судов (и других органов конституционного контроля). В этих актах дается толкование норм парламентского права, подтверждается или не подтверждается их соответствие конституции.
Неписаные источники парламентского права - парламентские и судебные прецеденты, обычаи - и в странах романо-германской правовой семьи играют заметную роль, дополняя нормативные акты1. Но в странах англо-американской правовой семьи они вообще выходят на первый план2.
1 См.: Крутоголов М.А., Ковлер А.И. Парламентское право Франции // Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. и с предисл. Б.Н. Топорнина. М., 1993. С. 87-88; Урьяс Ю.П. Парламентское право ФРГ //Там же. С. 138-139.
2 Так, в английском конституционном праве система источников правил парламентского производства сложна. Там вообще не существует общего понятия парламентского права как совокупности норм, регулирующих парламентское производство. В стране отсутствует конституция, в которой обычно фиксируются его основные положения, нс систематизированы . нормы парламентского процесса и в законодательных актах, принимаемых парламентом (статутах). Правила парламентского производства никогда не подвергались официальной кодификации, да и сам парламент не пытался свести нормы парламентского процесса в едином документе - регламенте. К писаным источникам парламентского производства относятся постоянные и сессионные правила, решения спикера, законы; к неписаным - «практика» (иногда ее называют древним обычаем). «Практика» включает обычаи, сложившиеся в первые столетия деятельности парламента. Некоторые из них до сих пор составляют важнейший компонент действующей парламеїггской процедуры (практика трех чтений биллей, образования специальных комитетов, процедура парламентских вопросов к министрам и др.).
В некоторых областях парламентской деятельности почти вся процедура основана не на действии постоянных правил, а на решениях спикера (в частности, вопрос о допустимости поправок к биллю). Закон как источник процедуры регулирует лишь некоторые аспекты парламентской деятельности. См.: Крылова Н.С. Британский парламент // Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. и с предисл. Б.Н. Топорнина. М., 1993. С.3-6.
В США значение конституционного законодательства намного больше, чем в Англии. И здесь заметное место отводится неписаным правилам, специфической особенностью является также деятельность Верховного суда США по созданию важных в парламентской лея-
- Київ+380960830922