Ви є тут

Роль аксессуаров в женском светском костюме Франции 1870-1910 гг.

Автор: 
Калашникова Ольга Владимировна
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
1870
Артикул:
172265
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................3
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «АКСЕССУАР» В СИСТЕМЕ
ВЕСТИМЕНТАРНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ.................................15
§ 1. «Мода» - из истории дефиниции..........................17
§ 2. «Костюм» — основной инструмент вестиментарной моды.....27
§ 3. «Аксессуар» — генезис и эволюция термина...............38
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭВОЛЮЦИИ ЖЕНСКОГО СВЕТСКОГО КОСТЮМА И ЕГО КОМПОНЕНТОВ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ...............................45
§ 1. Характеристика исторического периода...................45
§ 2. Специализированные периодические издания о моде........48
§ 3. Эволюция форм и объемов в женском светском костюме 1870-1910-х
гг..........................................................58
§ 4. Новые ассортиментные формы в женском гардеробе.........65
ГЛАВА 3. АКСЕССУАРЫ В ЖЕНСКОМ СВЕТСКОМ КОСТЮМЕ
ФРАНЦИИ 1871-1914 гг........................................80
§ 1. Вестиментарные аксессуары..............................85
§ 2. Портативные аксессуары.................................96
§ 3. Ювелирные украшения и бижутерия и часы................106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................114
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ..................................118
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................169
ПРИЛОЖЕНИЕ (иллюстрации)...................................190
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ.........................................266
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуализация вестиментарной моды в современном обществе вызвала научный интерес как к теории, так и к истории и эволюции элементов костюма. К настоящему моменту количество публикаций о костюме, исследований музейных и частных коллекций Франции таково, что актуальной становится проблема систематизации. Сформировалась парадигма изучения костюма как комплекса предметов: отдельно одежды, отдельно каждого из дополнений, например, головного убора, веера, сумки или другого. Автором предпринята попытка системного рассмотрения комплекса аксессуаров в соотношении с одеждой, с целью выявления роли аксессуаров в женском светском костюме Франции третьей четверти XIX -начала XX веков.
История изучения явления связанного с изменением внешности человека в Европе насчитывает не одно столетие, а так как значение термина «мода» эволюционировало во времени, то изменялась и манера рассмотрения явления. Если Леонардо да Винчи - «Венец» Возрождения - рассуждал о модах в контексте изобразительного искусства и «человеческой красоты»1, то в XVII и XVIII веках появились первые труды, специально посвященные моде. В литературных памятниках этого периода мода рассматривалась как один из способов понимания обычаев и нравов человека, однако описанию костюма в них уделялось особое внимание. Эту традицию иллюстрируют как «Модная куртизанка» Ш. Сореля и «Анатомия злоупотреблений» Ф. Стаббса, так и «Характеры» Лабрюйера. Направление выкристаллизовалось в начале XIX века вместе с развитием «литературы гуманистическою портрета», которая использовала описания элементов костюма, с целью создания образа героя (О. де Бальзак, С. Малларме). Это послужило толчком к первым попыткам теоретизации моды как социально значимого явления:
1 Веццози А. Леонардо да Винчи. Искуссво и наука Вселенной / Пер. с фр. Е. Мурашкинцевой. - М.: ACT, 2001. - С. 130-131.
26
костюму - быстрое широкое распространение и кратковременное господство определенных вкусов в отношении одежды»50, не существовало. Именно период между 1871 и 1914 годом представляет собой этап в формировании вестиментарной моды в значении близком современному.
50 Культурология. XXвек. Энциклопедия. В 2 т. — Г. 2. — СПб, 1998. — С. 60-61.
27
Параграф 2. «Костюм» - основной инструмент вестиментарной моды.
В 1754 году в энциклопедии Дидро и Д’Аламбсра в статье «костюм» говорится: «Костюм - понятие не отделимое от costumé и coutume - обычай, быт, культура». Обозначения комплекса предметов еще нет, но приведен пример употребления, утверждающий использование слова для обозначения вестиментарных форм в живописи: «...Дюрер одевает Христа в костюм своих современников»51. Статья в Словаре Академии издании 1760 года отличается от предыдущей: «Костюм - слово, заимствованное из итальянского языка, обозначающее обычаи и нравы разных времен, мест, к которым обращается художник, например, «Римская школа лучше отображает costumé, чем художественная школа Ломбардии», цитата свидетельствует о неотделимости понятий костюм - быт и костюм человека. В 1762 году добавляется сообщение об употреблении слова в «разговоре о литературе и театре: поэмах, драматических пьесах, действах, историях etc.»52 В 1796 году, в послереволюционном издании, появляется: «его используют особенно для обозначения нарядов»53. Вводится также новое слово costumier. «Тот, кто продает или дает напрокат театральные костюмы, бальные наряды» - утверждается связь понятия с театром. Издание 1835 года определяет «костюм», в ряду с предыдущими значениями, как «манеру одеваться»54 и приводит примеры употребления: «костюм женщин этой страны довольно красочный; римский, древнегреческий, французский костюм».
51 Encyclopédie ou Dictionnaire Raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers/ Par une société de gens de lettres ; mis en ordre & publié par M. Diderot, et quant à la partie mathématique, par M. D'Alembert. 17 vols, et 4 vols, suppl.— T. 4. - 1754. - P. 298-299.
2 Dictionnaire de l'Académie françoise. Quatrième édition. 2 vol. - T. 1. - Paris : Vve B. Brunet, 1762. - P. 409.
53 Dictionnaire de l'Académie française, revu, corr. et augm. par l’Académie elle-même. 5e édition. 2 vol. - T. 1. - Paris: J. J. Smits. an VII (1798). - P. 321.
54 Dictionnaire de l'Académie française / Institut de France. 6c édition. 2 vol. - T. 1. - Paris : Firmin-Didot frères, 1835. - P. 418.