Содержание
Введение..........................................................Стр.3-22
Глава 1. Искусствоведение в сфере гуманитарного знания.
1.1 Искусствоведение в системе гуманитарных наук: (предмет и метод искусствознания)................................................Стр.24-45
1.2 Становление искусствоведения как научной дисциплины в европейской культурной традиции Нового времени..............................Стр.46-63
1.3 Особенности формирования искусствоведения как научной дисциплины в условиях современной европейской
культуры.....................................................Стр.64-78
1.4 Формирование отечественного искусствоведения как научной дисциплины и его статус в современной России.................Стр. 79-116
Глава 2. Искусствоведение как направление образовательной области “Искусство”.
2.1 Содержание образовательной области “Искусство” Стр. 117-137
2.2 Роль искусствоведения в развитии образовательной области “Искусство” Стр. 138-152
2.3 Искусствоведение как направление профильного обучения в учреждении общего образования Стр. 153-161
2.4 Искусствоведческая методология в преподавании
МХК.......................................................Стр. 162-187
Глава 3. Специальная программа “Художественная культура и театральное искусство” как средство реализации искусствоведческой деятельности (на примере ГОУ школы №203 им. A.C. Грибоедова).
3.1 “Мировая художественная культура” в сфуктуре специальной программы “Художественная культура и театральное искусство: искусствоведческий аспект Стр. 188-203
3.2 Современные формы искусствоведческой деятельности учащихся.....................................................Стр.204-217
2
3.3 Анализ художественного произведения как вид искусствоведческой деятельности на занятиях мировой художественной
культуры.................................................Стр. 218-231
Заключение...................................................Стр.232-240
Библиография.................................................Стр.241-266
Приложение I Приложение II Приложение III
!
3
достоверность и общезначимость гуманитарного знания. Несмотря на то, что философия жизни теоретически обнаружила колоссальные сложности, характерные для процессов взаимопонимания людей, она позволила более широко взглянуть на проблемы, выходящие за рамки методологии гуманитарных наук, например, на искусство. В связи с этим, Вл. Соловьев (философию которого А. Лосев относит к “философии жизни”) с учетом трудностей понимания обратил внимание на роль символа в искусстве и положил начало направлению символизма.
Гуманитарное знание есть знание “субъективно-объективного типа”. В гуманитарных науках субъект и объект познания частично совпадают. Фридрих Ницше подчеркивал, что истина субъективна, она то, что он сам нашел и понес на своих плечах, приняв за это всю полноту ответственности.28 Серен Кьеркегор говорил, что истина то, что вызывает экзистенциальный “страх и трепет”, что повергает его в отчаяние и таким катастрофическим путем ведет к вере.29
Понятие гуманитарного знания - более широкое, чем гуманитарной науки, так как может включать в себя сферы, которые в строгом смысле научным знанием не являются (чувства, интуиция, вера, или, например, эзотерическое знание). Предметом гуманитаристики является уникальное и неповторимое. Гуманитарность, полагает Ю.Н. Афансьев, следует понимать не как науки о духе, а как познание духа, сущности наук, в том числе и духа
30
наук о духе.
Философия XX века (идя вслед за концепциями “философии жизни”
1
XIX века) открыла, что гуманитарное знание в отличие от знания сциентистского есть знание-истолкование, знание герменевтическое. В этой
28 Нищие Ф. Воля к власти. М.: КЕЕЬ-Ьоок ,1994; См. также: Ницше Ф. Сочинения в 2 - х томах. М.: Мысль, 1990.
лл
Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993.
30 Афанасьев Ю.Н. и др. Об универсальном знании и новой образовательной среде. - М.: РГГУ, 1999; См. также: Афанасьев Ю.Н. Модель гуманитарного знания современной России // Возникновение культуры России: Гуманитарные знания и образование сегодня. - СПб.: Знание, 1994.- Вып.2.- С.5-24.
26
'
1
связи специфической особенностью гуманитарной науки является то, что она имеет дело с текстом, который Бахтин трактует как особый социокультурный феномен: “Текст есть первичная данность (реальность) и исходная точка всякой гуманитарной дисциплины... Изучая человека, мы постоянно ищем и
о 1
находим знаки и стараемся понять их значение” . Одновременно текст читается всегда в определенном контексте, который задает поле для возможных интерпретаций, с тем, чтобы такое поле не оказалось беспредельным. Идеи Бахтина перекликаются с пониманием человека Э. Кассирером как “существа символического”32. В свою очередь специфика методологии гуманитарного знания заключается в главенстве интегративных, синтезирующих тенденций, которые позволяют за отдельными субъективными впечатлениями усмотреть закономерность, избежать шаблонности в объяснении тех или иных переживаний, эмоциональных состояний, чувств.
Проблемы языка гуманитарного знания как герменевтической системы, развитие которой напрямую соотнесено с эвристическими возможностями знания, и проблемы этапного развития гуманитарной мысли XX века, то есть способности её на каждом этапе соотноситься с достижениями философии, искусства, пауки, свидетельствуют о недостаточном изучении языка, как основного интереса мысли. Само знание, которое добывается в языке, имеет собственную в основе неязыковую природу, обусловливающую открытие реальности и статус познающего (исследователя или реципиента), как важнейшей категории изучения теоретических основ гуманитарного знания.
Концепции гуманитарной мысли XX века, по мнению диссертанта, построены на доверии определённым вещам. Например, структурализм - на признании наличия смысла всех уровней произведения, герменевтика - на
31 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 284-294; См. также: Бахтин М.М. К философским проблемам гуманитарных наук //М.М. Бахтин. Собрание сочинений. - М.: Русские словари, 1996.- Т.5.
32 Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры //Проблема человека в западной философии. Сб. пер. М.: Прогресс, 1988. - С. 3-30.
27
- Київ+380960830922