Оглавление
Введение 3
Глава 1. Классификация. Типология конфликта 38
1.1. Классификация игр в сборниках 39
2.1. Типология конфликта 54
Глава 2. Народная терминология: функции и значение 65
2.1. Народные определения (названия) игр как естественная классификационная система 66
2.2. Омонимия и синонимия названий шр 74
2.3. Метафоричность игровой терминологии, образная система 82
2.4. Семантика игровых терминов и сюжет игры 106
Глава 3. Опыты аналитического описания 113
3.1. Прятки, жмурки, догонялки 113
3.2. Ярки 133
3.3. Лапта, чиж, пыж, городки 145
3.4. Формализованное описание игр 163
Заключение 178
Литература 181
Описание приложений 194
Приложение 1. Сборник игр и игровых прелюдий 196
Приложение 2. Библиографические таблицы 297
Приложение 3. Словарь русской игровой терминологии 315
Введение
Изучение мира детства - одно из активно развивающихся направлений современного гуманитарного знания. Рост интереса к детской субкультуре, детскому фольклору в последние десятилетия XX века в нашей стране привел к значительному развитию этнографии детства, основы которой как науки были заложены выдающимся ученым Г.С. Виноградовым еще в 1920-1940-е годы. Но на сегодняшний день детская культура не изучена в своей совокупности. Ее отдельные стороны остаются terra incognita. Любопытно, что сейчас, когда изучается многое - отдельные жанры детского фольклора (считалки, сказки, страшилки и пр.), детская мифология, детский костюм, рисунок, речь -исследователи-фольклористы словно избегают говорить о том, чем ребенок живет каждый день, его главной стихии — играх. Это вполне объяснимо, т.к. игры - принципиально открытый жанр, включающий в себя почти все остальное. Конечно, психология детства1 и психология творчества обращаются к изучению игр, но подвижные игры (спортивные, по определению
В.Н.Всеволодского-Геригросса, или формальные, по определению Г.С.Винщрадова), то есть те самые, которые- составляют основу детского игрового репертуара, не входят в предметную область этих дисциплин.
Вместе с тем, материала по играм спортивного характера много, он издается, критикуется, исправляется, «подгоняется» в различных педагогических целях, но делается это зачастую некомпетентно, неправильно, вредно для ребенка. В связи с педагогической цензурой (например, запрет на обзывание, дразнение, искажение языка и пр.), практики (учителя, воспитатели, вожатые) зачастую не видят в народных играх рационального зерна - того глубокого, морального, культурного, что скрыто в якобы «неприемлемом», «грубом», того, без чего не существует полноценного детства, без чего не воспитать нормального взрослого.
'В частности, работы М.В. Осориной.
35
2) Основные работы по детской теме пишутся педагогами, и педагогическая (т.е. прикладная) направленность также зачастую превалирует над чисто научной.
3) В самой же науке доминирует филологическое направление. Изучение подвижных игр на периферии современной этнографии игры, большая часть работ по детскому фольклору относится к нашей теме по касательной, т.к. сосредоточена на словесных жанрах. Даже в одной из лучших и очень немногих работ - книге М.П. Чередниковой «Голос детства из дальней дали...» (2002) - понятие «детская мифология» ограничивается только уровнем вербальных текстов (устных рассказов детей).
4) Судя по появившимся в последние годы публикациям детских игр, господствует «археологический» подход - сосредоточенность на старинных играх; ценность современного репертуара осознается не всегда.
О несостоятельности этих тенденций в изучении игры, «предпонимая» их возможность, предупреждал Виноградов еще в 1922 г. Лучшим направлением, которое могло бы принять современное изучение народных игр, является возвращение к истокам - к кропотливому этнографическому сбору игр в традициях XIX -начала XX вв., но с применением современных технологий (использование видео-, аудиоаппаратуры при записи и пр.); а также разработка отдельных исследовательских тем, в частности уже намеченных Виноградовым. Очевидна и необходимость работы по созданию свода народных детских игр, который в современных условиях может иметь вид некоей общей базы данных.
Неизбежная предварительная работа к будущему своду игр - разработка многоуровневой, гибкой классификационной системы, т.е. исследования в области структурной типологии игр. Именно это направление на материале подвижных игр соревновательного характера - главное проблемное поле предлагаемой работы.
36
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Структура диссертации определяется поставленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы и трех Приложений.
Во Введении дается общая характеристика жанра, обосновывается тема исследования, определяются его цели и задачи, раскрываются основные методологические принципы, а также освещается история собирания и изучения народных подвижных детских игр в России.
Первая глава - Классификация. Типология конфликта - складывается из двух разделов.
Во второй главе - Народная терминология: функции и значение - четыре раздела:
Народные определения (названия) игр как естественная классификационная система.
- Омонимия и синонимия названий игр,
- Метафоричность игровой терминологии, образная система,
- Семантика игровых терминов и сюжет игры.
В третьей главе - Опыты аналитического описания - четыре раздела:
- Прятки, жмурки, догонялки,
- Ярки,
- Лапта, чиж, пыж, городки,
- Формализованное описание игр.
В заключении подытоживаются результаты работы, намечаются направления и перспективы дальнейших исследований.
Список литературы включает источники с описаниями игр, цитируемые работы, исследования, научные результаты и методологические принципы которых используются в диссертации. Публикации автора по теме диссертации приводятся отдельно в конце списка литературы.
Важным дополнением работы являются приложения:
- Київ+380960830922