Ви є тут

Телоподобный и формообразующий костюмы как две тенденции в истории европейской моды

Автор: 
Нестерова Мария Александровна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
191
Артикул:
173767
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Феномен телоподобия в костюме европейской традиции 19
1.1. Классификация костюма с позиции взаимоотношений с человеческим телом 19
1.2. Телоподобное направление развития европейского костюма 25
1.3. Формообразующее направление развития европейского костюма 33

ГЛАВА II. Формообразующий костюм в европейской культуре. Этапы формирования 38
2.1. Формообразующий костюм от крито-микенской эпохи до позднего средневековья 38
2.2. Развитие формообразующего костюма в XVI веке 48
2.2.1. Итальянский формообразующий костюм первой половины XVI века. 50
2.2.2. Испанский костюм второй половины XVI века 55
2.3. Развитие формообразующего костюма в эпоху абсолютизма и регентства (вт.пол. XVII-XVIII вв.). 60
2.4. Развитие формообразующего костюма в XIX веке 70
2.5. Женская мода в первой половине XX века 81
2.5.1. Формообразующая тенденция в женской моде XX века 81
2.5.2. Телоподобнос направление в женской моде первой половины XX века 87

ГЛАВА 111. Человеческое тело в культуре и Высокой моде последней трети ХХ-начале XXI веков 93
3.1. Тело и телесность в культуре последней трети XX века 93
3.2. «Индивидуальный костюм» в европейской моде рубежа XX-XXI веков. 106
3.3. «Театрализованный» костюм в творчестве современных дизайнеров. ИЗ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
БИБЛИОГРАФИЯ 137
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
Актуальность темы. В настоящее время чрезвычайно вырос интерес к образному строю костюма. Такое внимание к костюмному образу прослеживается в истории моды, однако, в конце XX века-начале XXI века его понимание расширяется и усложняется. Взамен заданному эстетикой эпохи тому или иному идеальному типу внешности, соответствующему представлениям данной эпохи о красоте, все большее внимание уделяется неповторимости личности и анатомическому строению человека. Костюм становится чрезвычайно разнообразным по жанрам. Это и образцы, представленные Высокой модой и «готовая» одежда ргеГа-роПе, а также костюмы для киноиндустрии и шоубизнеса.
К настоящему времени сформировались новые функции костюма, которые в первую очередь связаны с профессиональной принадлежностью человека, чрезвычайно дифференцированной в наши дни. Костюм помогает человеку раскрыть себя и продемонстрировать свои свойства и качества окружающим или, наоборот, служит своего рода защитной «оболочкой» для человека, не желающего выставлять напоказ свой внутренний мир.
Главной темой современной Высокой моды является «индивидуальный» костюм, выявляющий пластику и красоту человеческого тела и подчеркивающий особенности личности. Исследования «индивидуального» костюма и его проектирование -сложнейшая на сегодняшний день задача для дизайнеров. Нельзя не отметить, что в настоящее время костюм имеет огромное значение для формирования личности и ее самоощущения, самооценки и способов определения отношения к окружающему миру.
Для того, чтобы разобраться в современном состоянии проблемы необходимо отчетливо представлять себе основные этапы формирования и
18
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 8 научных публикациях и докладывались на научно-практических конференциях.
Структура диссертации: Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. К работе прилагается иллюстративный материал. Общий объем диссертации составляет 161 страницу.
19
ГЛАВА І. ФЕНОМЕН ТЕЛОПОДОБИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ КОСТЮМЕ1.
1.1. Классификация костюма с позиции взаимоотношений
с человеческим телом.
Современный дизайн костюма и его теоретическое осмысление, необходимое для развития этой сферы, в настоящее время требуют структуризации истории костюма и ее рассмотрения с позиции отношений человеческого тела и костюма, костюма и личности.
Осмысление формы костюма с точки зрения его отношений с человеческим телом, убеждает нас в том, что европейский костюм на протяжении всей своей истории развивался по двум основным направлениям: подчеркивания или сокрытия форм человеческого тела. На этот факт обращали внимания многие исследователи костюма и моды2. Например, Ф.Ф. Коммиссаржевский отмечал, что европейская мода придерживается двух принципов: закрытия тела и подчеркивания фигуры разными приемами.3 А. Дзеконска-Козловска в своих исследованиях также подчеркивала, что в процессе исторического развития костюма
4
«анатомическое строение женщины то подчеркивается, то маскируется».
‘Нестерова М.Д. Феномен телоподобия в костюме //Вестник Тамбовскою университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2006. Выпуск 4(44). С. 420-423.
2 Мсрцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. В 4-х т. М.:Академня моды, 1993-2001 гг. Захаржевская Р.В.Костюм для сцены. М.: Советская Россия,1973.С.112
Бердник Т.О. Архитектоника костюма (социокультурная динамика). Автореф. дис. канд. фнлософск. наук:24.00.01 /Ростовс.Г А АнИ.-Рос гов-на-Доиу,2004.С.23-26
Бастрыкина Т.С. Формообразование как проблема философско-эстетического исследования на примере дизайна костюма: Автореф. дне. канд. фнлософск. наук: 09.00.04 /Моск. Гос. ун-тссрвиса.М.,2000.С.21 Давыдова В.В. Костюм как феномен культуры. Авторсф.канд.лис.философск.наук:24.00.01/СПб.: Изд-во СпбГУ,2001.С.17
Блейз А. История в костюмах. М.: Олма-пресс,2001.159 с.. ил
Нестерова М.А. Выявление форм человеческого тела в костюме //Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии: материалы 6-й международной научной конференции. СПб.: изд-во СПГУТД.2003.С.31 -34
Нестерова М.А. Анализ видов форм в историческом костюме// Мода и дизайн: исторический опыт новые технологии-.материалы 8-й международной научной конференции. СПб.: изд-во СПГУТД,2005.С.367-371
3 Коммиссаржевский Ф.Ф. История костюма. Минск.: Литература ,1998.С.9
4 Дзеконска-Козловска А. Женская мола XX века. М.: Легкая индустрия, 1977.С.53