Работа выполнена на кафедре искусствоведения Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета профсоюзов
Научный руководитель:
Доктор искусствоведения, профессор Катышева Дженни Николаевна
Официальные оппоненты:
Доктор искусствоведения, профессор Ступников Игорь Васильевич Кандидат искусствоведения, доцент Прохоренко Олеся Александровна
Ведущая организация:
Академия русского балета им. А.Я. Вагановой
Защита состоится 14 ноября 2008 года в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д.602.004.02 при Санкт - Петербургском гуманитарном университете профсоюзов по адресу: 192238, Санкт -Петербург, ул. Фучика, 15.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санкт - Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Автореферат разослан 11 октября 2008 года
Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат культурологии,
доцент А. В. Карпов
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................4
ГЛАВА 1. Становление художественно - эстетических принципов в творчестве Б. Эйфмана........................................16
1.1 Особенности раннего творчества Б. Эйфмана..................16
1.2 Формирование художественных принципов авторского балетного театра Б. Эйфмана...........................................21
1.3 Поиски новой театральной эстетики в творчестве Б. Эйфмана.
Биографический жанр........................................ 41
ГЛАВА 2. Поиски Б. Эйфманом нового языка хореографии в
сценических интерпретациях литературных произведений...........62
2.1 Сценические интерпретации произведений классической литературы языком хореографии.............................................64
2.2.Лирический герой автора в структуре балетного спектакля......................................................85
ГЛАВА 3. Философско-эстетическое осмысление русской классической литературы в творчестве Б. Эйфмана.............. 102
3.1 Новое прочтение произведений Ф.Достосвского в хореографии Б. Эйфмана ......................................................102
3.2.Авторская интерпретация произведений Л. Толстого, А. Чехова в
творчестве Б. Эйфмана.........................................116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................128
БИБЛИОГРАФИЯ..................................................140
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................160
з
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ТВОРЧЕСТВЕ Б. ЭЙФМАНА.
« Мы - те дела, за которые ты С юности должен был взяться».44
1.1 Особенности раннего творчества Ь. Эйфмана
Знаменитая всему миру группа Бориса Эйфмана была основана в 1977 году, по примеру некогда организованной Леонидом Якобсоном труппы "Хореографические миниатюры”. Однако свой театр Б. Эйфман начал создавать гораздо раньше. Перед ним, как отмечает сам балетмейстер, никогда не стояло выбора профессии. С юных лет, ощущая своё особое предназначение, он знал, что родился для того, чтобы реализовать свою мечту об идеальном балетном театре45. Достигнув определённого возраста, Борис записался в танцевальный кружок школы, а затем перешёл в хореографический кружок при городском Доме пионеров в городе Кишинёве, где тогда жил. В это же время будущий балетмейстер увлекся музыкой, поскольку понимал, что ее знание ему необходимо. Он любил танцевать, однако у него не было ни каких внешних данных для того, что бы сделать карьеру, поэтому после окончания балетной школы он решил, что станет хореографом. Б. Эйфман стал сочинять хореографию с раннего возраста, и уже в тринадцать лет сделал первую попытку записать её. Известно, что он руководил детским ансамблем, когда ему не было ещё восемнадцати лет. Тогда же он купил тетрадь и на первой странице вывел: «Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем специалисты могли разобраться в истоках моего творчества»46.
1,4 Ибсси И. Пер Г'юнт. действиеУ, сцена VI. - Собр.соч.Т.2.- М., 1956. - С. 601.
45 Материалы Университетских встреч с Б. Эйфманом в СПбГУП. (Здесь и далее по тексту).
46 Наборщикова С. Хочу собрать неблагополучных детей и воспитать из них творческую элиту. [Электронный ресурс] // Общенациональная газета. Известия.ш.
В 1964 голу Борис Эйфман окончил хореографическое училище, затем два года работал в Кишинёвском театре оперы и балета, а в 1966 году поступил на балетмейстерский факультет Ленинградской консерватории. Его внимание сразу привлёк камерный балет и постановки Леонида Якобсона, в них он увидел нечто близкое своему внутреннему переживанию. Были интересны ему и классические спектакли Кировского и Малого театров. Большое впечатление произвели первые балеты Юрия Григоровича - "Легенда о любви" и "Каменный цветок". "У Григоровича я научился мыслить конструктивно, учился категориям большого балетного спектакля, ... а в творчестве Якобсона и Алексидзе меня увлекали поиски ими своего языка, стиля, нестандартность их мышления, образности. Мне хотелось работать в той же манере", - скажет впоследствии Б. Эйфман17.
Изучая ранние постановки, созданные хореографом в годы учёбы, можно констатировать, что уже тогда начались поиски адекватного выражения сложнейших жизненных вопросов, о чем свидетельствовал его первый концертный номер "На опалённой земле" - монолог-обращение к ужасам войны. Также анализируя его работы в этот период можно выделить две тенденции, сохранившиеся на протяжении всей творческой карьеры мастера: близость балетов к классике, к её традициям и стилю и балеты современные, индивидуальные по манере и языку. Будучи студентом второго курса, он поставил два балета: фильм-балет "Вариации на тему рококо" на музыку II. Чайковского для телевидения и хореографическую миниатюру "Колыбельная" на музыку Д. Шостаковича для балетного экзамена в консерватории. Впоследствии первая линия будет развита такими спектаклями, как "Жар - птица" и "Гаяне", а вторая
2006: [сайт] < 1іар:/Ау\у\у.І2\'Є8ііа.ги/си1іиге/3083047_ргіт> (02.03.06)
4/ Независимая газета. - 1998. - № 91. - С.7.
- Київ+380960830922