СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................4
ГЛАВА 1. КИТАЙСКАЯ ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ДАОСИЗМА Х1У-ХУ ВЕКОВ
1.1 Историко-культурная ситуация в Китае..........................17
1.2 Религиозное мировоззрение в Китае.............................20
1.3 История развития китайской религиозной фрески.................25
1.4 Художественные особенности фресковой живописи даосизма
1.4.1 Философско-эстетические и функционально-смысловые связи китайской храмовой архитектуры и фресковой живописи даосизма...32
1.4.2 Сюжетно-тематические особенности фресковой
живописи даосизма............................................35
1.4.3 Достижения выдающихся мастеров фрески Х1У-ХУ вв.............44
1.4.4 Фреска в монастыре Юнлэгун - наследие и развитие китайской традиционной фрески..........................................48
ГЛАВА 2. ФРЕСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ НА РУСИ В Х1У-ХУ ВЕКАХ
2.1 Историко-культурная ситуация на Руси..........................55
2.2 Религиозное мировоззрение на Руси.............................58
2.3 История развития православной фресковой живописи на Руси 63
2.4 Художественные особенности православной фрески
2.4.1 Духовно-нравственные и художественно-пластические связи архитектурного пространства русского православного храма и его фресковой живописи...........................................65
2.4.2 Сюжетно-тематические особенности фресковой живописи
православия..................................................69
2.4.3 Достижения выдающихся мастеров русской православной фрески
Х1У-ХУ вв....................................................75
2
ГЛАВА 3. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ВО ФРЕСКОВОЙ ЖИВОПИСИ ДАОСИЗМА И ПРАВОСЛАВИЯ (СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
3.1 Художественно-религиозная структура даосских и православных
фресок
3.1.1 Воплощение эстетических и нравственных идеалы, во фресках даосизма и православия....................................85
3.1.2 Церковные и изобразительные каноны фресковой живописи даосизма и православия..............................................93
3.1.3 Знаковые, числовые и цветовые символы во фресках даосизма и православия..............................................101
3.2 Художественно-пластические методы создания даосских и православных фресок
3.2.1 Принципы композиционного построения фресок..............114
3.2.2 Духовно-нравственные и художественно-эстетические особенности даосской и православной фресковой живописи...............121
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................148
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......................................153
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Хронологическая таблица китайских династий......172
Приложение 2. Специальные термины.............................173
Приложение 3. Альбом иллюстраций..............................175
3
иудаизм и мормонизм, индуизм и шаманство.
Вызывает очевидный интерес то, что власть династии Юань и религии были взаимозависимы и взаимно востребованы. Прагматичность правящего класса проявилась в том, что он использовал различные религии как инструмент влияния на народ для того, чтобы укрепить собственное господство и сохранить целостность империи. Со своей стороны, религиозные лидеры, ощущая внимание власти, пытались оказать на нее влияние. К примеру, когда правитель династии Юань Чингисхан принял Цю Чуцзи - лидера Цюаньчжэнь (учение даосизма), последний настоятельно советовал властелину уважать народ и прекратить его истребление. Заметим, что Чингисхан, будучи хотя и самовластным, но мудрым правителем, с пониманием отнесся к словам Цю Чуцзи и, оказав ему знаки внимания и уважения, даже назвал его «святым»1. Можно сказать, что главное духовное лицо даосизма сослужило правителю службу, содействовав укреплению его власти, но и ослаблению угнетения народа. В этой связи даосизм получил возможность активно развиваться даже в условиях господства иностранной гиршши.
1.2 Религиозное мировоззрение в Китае
Возникновение даосизма уходит корнями в древние китайские народные верования, колдовство и гадания. Даосизм зародился в результате слияния философских учений и религиозных верований. Это случилось в эпоху правления династии Цинь, когда различные обычаи, идеи отшельничества, философские теории постепенно в своём единстве заложили основы собственной китайской религии - даосизма. На протяжении своей истории даосизм оказывал большое влияние на политику и экономику, философию и литературу, астрономию и медицину,
1 Нань Хуайцзинь. Краткая история развития даосизма. - Шанхай: Изд-во университета Фу Дань, 1996. - С.76.
20
фольклор и изобразительное искусство Китая. Он стал одним из основных религиозно-философских учений китайской культуры.
Даосизм как религия сформировался в конце правления династии Восточная Хань (25-220 гг.), но тогда его теоретические догматы еще не были достаточно прочными. В эпоху правления Южных и Северных династий (420-589 гг.) получил широкое распространение буддизм. Даосизм поначалу следовал его принципам, тем самым совершенствуясь как религия.
Основателями даосизма и даосской школы традиционно считают Лао-цзы, Ле-Цзы, Чжуан-Цзы. На самом деле даосизм предстал своего рода обобщением культурных достижений и мысли многих поколений с древнейших времен (XXI в. - XI вв. до н. э.), объединил учения и научные теории различных философских школ со времени правления династии Чжоу (XI в. - 221. до н. э.) и Цинь (221 - 206. до н. э.). К таковым можно отнести школу Мо-Цзы, школу Иньян и даже школу военной стратегии и тактики, например, Багуа. Кроме того, школу волшебства, школу Задя, учения в медицине, врачевание с помощью заговоров и заклинаний, школу Фаншу, занимавшуюся исследованием методов обретения бессмертия, включавшую изучение алхимии, уход за телом, фармакологию, занимавшуюся изготовлением различных лекарств, в том числе и «эликсира бессмертия» и др. Их синтез привел к образованию единой религии - даосизма, имевшей отличая от обычных верований. Широта философско-религиозной платформы даосизма послужила возникновению различных научных направлений, руководствовавшихся его теорией. Исследователи, занимавшиеся астрономией, географией, медициной, охраной здоровья и т. д., объединились в одно направление.
Учение «школы волшебства», по преданию, восходило к идеям древнекитайских святых. Суть ее заключалась в том, что так называемый «бессмертный» может жить вечно и умеет делать то, что смертному недоступно. Например, в известной китайской народной легенде
21
- Київ+380960830922