Ви є тут

Художественная выставка в условиях современной культуры

Автор: 
Богородский Сергей Витальевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
162
Артикул:
174067
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................3
ГЛАВА 1 ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ФЕНОМЕНА ВЫСТАВКИ
1.1 Понятие художественного пространства..................12
1.2 Понятие художественного пространства в отечественной философии XX века................................................17
1.3 Пространство выставки как вид художественного пространства. Его структура и основные компоненты........................29
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПОЗИЦИИ В
ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСТАВКИ
2.1 Типы выставочных пространств..........................41
2.2 Экспозиционность как принцип организации художественной выставки.................................................63
2.3 Принцип экспозиционности как условие адаптации непрофильных выставочных помещений. Особенности петербургской выставочной топографии.............................................91
ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА КАК ОДИН ИЗ
ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО АРТ-
РЫНКА
3.1 Выставка как разновидность новых художественных технологий в условиях современного культурного контекста...........105
3.2 Кураторство как особая форма создания выставки.......121
3.2 Специфические приемы и способы осуществления художественных проектов посредством выставочной деятельности.........131
Заключение...............................................149
Библиография.............................................151
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Художественная выставка является одним из самых интересных феноменов современной культуры. Представляя собой рационально организованный комплекс идейных, смысловых, эстетических, и материальных компонентов, художественная выставка концентрирует на своей территории многие актуальные явления искусства и культуры, участвуя в становлении и развитии общечеловеческих ценностей общества. Используя в качестве своего основного выразительного средства репрезентативность как наиболее эффективный способ передачи информации, выставка апеллирует к чрезвычайно широкому спектру понятий и ассоциаций в самых разнообразных областях гуманитарной отрасли знания.
Прообразы выставочной деятельности в современном понимании появляются еще в глубокой древности, когда для достижения необходимого результата та или иная форма организации наглядной демонстрации основных ценностей общества - государственных и религиозных идей и, кроме того, торговых отношений. С этой целью привлекаются объекты искусства, для чего вырабатываются принципы их актуализации.
История художественной выставки имеет давнюю историю существования и развития и ведет свое начало от коллекций, принадлежащих лицам, наделенными либо светской или духовной властью, либо обладающими значительными денежными средствами. Возникновение института музея в России, как собрания искусства в современном понимании, в большинстве случаев относится к концу XIX, началу XX веков. Именно в этот период были организованы музеи, известные ныне как Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств в Москве, Государственный Эрмитаж и Государственный Русский музей в Петербурге. Объекты искусства, составляющие коллекции этих и других музеев, актуали-зируют свои эстетические качества с помощью феномена выставки, которая предстает перед зрителем в виде особого художественного пространства, существующего в соответствии со своей внутренней организацией, подчи-
15
Отношение «простор» - «вещь», согласно Хайдеггеру, тождественно отношению «пространство» - «художественное произведение». Так, последнее взаимодействует с окружающим пространством, вливается в него, отражает его в себе («художественное произведение пронизано пространством»19). Элементарный уровень такого взаимодействия - обработка поверхности произведения (моделировка в скульптуре, фактура в живописи, профили в архитектуре и т. п.), а его максимум - создание пронизывающей физическое пространство специфической энергетической сферы20. Пространство высвобождает место для сакральных объектов, открывая через них свою высшую суть, давая этой сути жизнь, бытие, смысл; при этом открывается возможность становления и органического обживания пространства космосом вещей в их взаимопринадлежности. Тем самым вещи не только конституируют пространство, через задание его границ, отделяющих пространство от не-пространства, но и организуют его структурно, придавая ему значимость и значение. Точно так же искусство, по мысли Хайдеггера, созидает «места», создает «местности», а, значит, оно вкупе с природой способно задавать качественность пространству.
Уже в пространственной концепции Хайдеггера содержатся наблюдения об особом чувственном переживании пространства субъектом («Пространство - не относится ли оно к тем первофеноменам, при встрече с которыми, по
'У I
словам Гёте, человека охватывает род испуга, чуть ли не ужаса?» ). Опираясь на позицию Хайдеггера, французский философ М. Мерло-Понти вводит новый уровень понимания художественного пространства как источника особого рода чувственного переживания. В его пространственной концепции определяющим становится перенос акцента с внешнего, физического, пространства на собственный опыт субъекта «относительно пространства». Этот
18 Там же.
19 Там же. С. 313.
20 Шехтер Т. Е. Художественное пространство как сфера бытования искусства // Метафизические исследования. Вып. 6. СПб.: Ллстсйя, 1998. С. 344.
16
опыт выражается в том, что в воображении человека, тем более, творческой личности, формируется собственное переживание пространства и его образ . Вопросам передачи трехмерности пространства, точнее его глубины на плоскости живописного произведения и посвящена по преимуществу пространственная концепция М. Мерло-Понти. «То, что я называю глубиной, -пишет Мерло-Понти, - или не означает ничего, или означает мою причастность Бытию без ограничений, и прежде всего - пространству вне какой бы то ни было точки зрения»23. Глубина как некая глобальная «размещенность» вещей, определяемая не только пространством-оболочкой, но и самими вещами, интуитивно чувствуется художником и зрителем, но вряд ли она может быть вербапьно определена. Ее можно назвать интуитивной, или, учитывая ее зависимость от заполняющих пространство вещей, содержательной.
Следует отметить самостоятельное направление философской науки, связанное с изучением семиотики пространства. Среди многих материалов исследований в этой области представляет интерес точка зрения, которую высказывает представитель женевского университета Пьер Пеллегрино. Его публикация «Смысл пространства» затрагивает вопросы смысловыражения пространственных форм художественной деятельности, таких как скульптура и архитектура24. Он приводит рассмотрение концепций, выдвинутых такими философами и учеными, как Геродот, Аристотель, Фома Аквинский, Декарт, Ньютон, Кант, Эйнштейн и др. Эта ретроспекция интересна и сама по себе
21 Хайдеггер М. Искусство и пространство // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. С. 314.
22 Идея «переориентации» внимания художника с внешней реальности в сферу субъективного «ландшафта» нашла отражение в размышлениях X. Ортеги-и-Гассета об эволюции форм художественного пространства. Он пишет: «Художник, который сначала исходит из окружающего мира, в итоге укрывается от него в самом себе» (Цит. по кн.: Ортега-и-Гассет X. О точке зрения в искусстве // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 198).
53 Там же. С. 233.
24 Пеллегрино П. Смысл пространства. // Семиотика пространства. Сборник научных трудов Международной Ассоциации семиотики пространства. Екатеринбург: Архитектон, 1999. С. 69.