2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПОИСКЕ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА 10
§ 1. Абстрактное искусство как предмет теоретического исследования 10
§2. Абстрактное искусство как форма художественного мышления и метод художественного творчества 30
§3. Абстрактное искусство в системе художественного поиска отечественной культуры XX века 51
ГЛАВА П. АБСТРАКТНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД В ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА............................................65
§ 1. Основные тенденции абстрактного искусства во второй половине XX века ......*........................................................ 65
§2. Абстрактное искусство в России во второй половине XX века 82
§2.1. Московская школа абстрактного искусства второй половины XX века ..............................................................87
§2.2. Ленинградская школа абстрактного искусства второй половины XX века ...........................................................97
§3. Основные тенденции русского абстрактного искусства последней трети XX века 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
БИБЛИОГРАФИЯ 159
ПРИЛОЖЕНИЯ 168
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Абстрактное искусство - историческое художественное явление, сохраняющее заметное место в творческом поиске многих мастеров современного искусства, работающих в различных техниках и видах искусства, включая компьютерную графику. Художественные приемы, созданные мастерами абстрактной живописи, оказались чрезвычайно интересными и плодотворными для современной художественной культуры. Сегодня эти методы активно используются в декоративно-прикладном искусстве, дизайне, фотографии...
Абстракция давно признана одной из центральных художественных идей в мировом искусстве XX века. В процессе зарождения и утверждения этого феномена особая роль принадлежит художникам русского авангарда (прежде всего Василию Кандинскому и Казимиру Малевичу). Немногим более чем за десять лет в России создалось мощное движение художников, работавших в разных формах беспредметного искусства. Кроме Кандинского и Малевича, можно назвать Павла Филонова, Павла Мансурова, Любовь Попову, Александру Экстер, Ольгу Розанову и других.
В России в XX веке эволюция абстрактного искусства совпала с политическими изменениями и борьбой мировоззрений, превращавших таким образом искусство абстракции в сложный сплав задач формальных и идеологических. Отсюда, многочисленные зрительские и научные полемики; отсутствие устойчивой научно-методологической традиции осмысления феномена абстрактного искусства в отечественном искусствознании.
Сама история абстрактного искусства в СССР отнюдь не способствовала взвешенному, лишенному политической и «вкусовой» тенденциозности, исследованию данного явления в художественной культуре XX века. С другой стороны, несмотря на жесткую культурно-идеологическую политику в 1930-1950-с годы, абстракция, не прекращала своего существования, продолжая развиваться в России. Лишь в последнее полтора десятилетия стало возможным действительно научное, свободное от идеологических догм, осмысление сущности и значения абстрактного искусства, тем более, что истоки искусства абстракции во многом лежат в российском художественном сознании начала XX века.
Абстрактное искусство знаменовало собой рождение новой концепции художественного творчества, выразившегося в изменении отношения к пространству
16
Хайдеггер26, который рассматривает пространство в неразрывной связи с местом, занимаемым живописным объемом. Место в свою очередь образует (структурирует) пространство путем «ограничения как от- и разграничивания». Также как и Хайдеггер, Р. Арнхейм27 в своих работах рассматривает «место» как постоянный пространственно-образующий фактор и считает, что «теоретическая концепция мира вещей» выводится из состояния неподвижности, из статической точки в пространстве. 3. Гидион в своем фундаментальном труде «Пространство, время, архитектура» говорит о создании «новой пространственной концепции», независимо
28
создаваемой различными художниками . По словам Гидиона, «подобно ученому, художник осознал, что простые классические концепции пространства и объема
29
ограничены и односторонні!».
Для нашего исследования иіггересньї теоретические 'груды А. Бергсона.30 Философия интуитивизма, повлиявшая на символистские принципы в изобразительном искусстве, продолжала играть активную роль и при формировании закономерностей абстрактного языка. Мистицизм и спиритуализм - предшественники интуиггивизма - синтезировали метод интроспекции - непосредственное наблюдение души и изучение действительности в человеческом сознании. Эти идеи развивает и Б.Кроче31, который говорит о том, что произведение искусства появляется, если художник, мгновенно и не рассуждая, находит для шлуиции чистую, свободную от внешних атрибутов форму. Именно искусство предоставляет идеальные возможности интуитивного постижения реальности вне логического мышления, свободно и раскованно, позволяя душе художника сосредоточиться на цвете или форме, любя цвет ради цвета, форму ради формы, и видя сквозь них внутреннюю жизнь вещей.
Для художников-абстракционистов шггуиция стала не только инструментом творческого самопознания, но и наиболее действенным способом усвоения труд-
26 Хайдеггер М. Искусство и пространство // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1994; Исток художественного творения // Работы разных лет. М., 1990; Бытие и время. М., 2003.
2 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
28 Гидион 3. Пространство, время, архитектура. 3-е изд. М., 1984.
29 Гидион 3. Пространство, время, архитектура. 3-е изд. М., 1984.С. 254.
30 Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. // Непосредственные данные сознания. Минск, 1999; Бергсон А. Длительность и одновременность. Пг., 1923; Бергсон А. Собрание сочинений. Пб.,1914.
31 Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика. М.,1920.
17
ных в понимании математических выкладок и философских писаний. Художники-абстракционисты становились соавторами программных идей, определявших эволюцию сознания XX века. Беспрецедентная по инновационной емкости абстрактная художественная ментальность, распространяя различные творческие озарения, эхом отзывалась на идеи актуальнейших научных, философских, искусствоведческих учений XX века, стимулировавших творческий потенциал художников на протяжении всего прошлого столетия.
О природе и сущности абстрактного искусства из отечественных авторов для нашего исследования мы использовали работы Н.Бсрдяева, Д. Сарабьянова, В.Турчина, Е.Ковтуна32, Л.Баженова, А.Накова, М.Валяевон, Е. Андреевой и др
Вопросом специфики формы абстрактного искусства, взаимодействия элементов в пространстве занимались отечественные авторы, такие как А.Наков33, В. Турчии34, Г.П. Степанов.35 В этих работах рассматриваются средства художественной выразительности в абстрактном искусстве (объем, светотень, плоскость, симметрия, асимметрия, замкнутая и открытая формы), проблемы взаимодействия элементов и пространства, феномен «изображения» пространства в живописи.
Исследование А.Накова представляет интерес, так как в нем уделяется серьезное внимание форме, взаимодействию элементов и фактуре в абстрактном искусстве, структуру которого он внимательно исследует и трактует. А.Наков полагает, что абстрактное искусство вводит новые параметры изображения, при которых фактура становится формообразующим элемегггом, особое значение приобретает материал. Для нашего исследования эта работа интересна и тем, что мы можем проследить, как закладывается и развивается семантическая основа языка абстрактного искусства в зависимости от нового мышления, а также стремление творцов абстракционизма перевести первые прозрения абстрактного искусства в плоскость практического функционирования в обществе. Утверждения Е.Ковтуна в одноименной статье в каталоге выставки «Великая утопия»36 во многом способствуют прояснению и классификации интересующих нас явлений, также он уточняет и терминологию абстрактного искусства.
32 Ковтун Е.Ф. Третий путь в беспредметности. Берн, Москва, 1993.
33 Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. М., 1997.
34 Тур чин В. Образ Двадцатого... М., 2003.
35 Степанов Г.И. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л.: Художник, 1984.
36 Ковтун Е.Ф. Великая утопия. Берн, Москва,!993. С. 64-71.
- Київ+380960830922