Содержание:
Введение..........................................................4-14
Глава 1. Содержательный анализ коммуникации в духовной культуре XX века: философия.
§ 1.1 Постановка проблемы: интерсубъективный мир в феноменологии
Э. Гуссерля......................................................15-24
§ 1.2 Со-бытие с Другим в «Бытии и времени» М.Хайдеггера........25-38
§ 1.3 Конфликт взаимоотношений в «Бытии и ничто» Ж.-П.Сартра 39-52
§ 1.4 Отношение «лицом-к-лицу» в феноменологической концепции
Э. Левинаса......................................................53-57
§ 1.5 Утверждение «диалогического» бытия в философии
Мартина Бубера..................................................58-62
Выводы..........................................................63-66
Глава 2. Формальный анализ коммуникации в духовной культуре XX века: социология.
§ 2.1 Феноменологическая социология Л. Шюца: развитие проблематики
межличностной коммуникации......................................67-77
§ 2.2 Проблема общения в символическом интеракционизме..........78-86
§ 2.3 Анализ структурной организации повседневного взаимодействия
И. Гофмана.......................................................87-90
Предварительные выводы..........................................91-92
Глава 3. Межчеловеческое общение как тема практического психоанализа.
§3.1 Отношение Я - Другой в психоаналитическом опыте Ж. Лакана...93-104 § 3.2 Преодоление разобщенности индивидов в социальной философии
Э. Фромма......................................................105-110
§ 3.3 Трансакционный анализ Эрика Берна.........................111-118
Выводы..........................................................119
Глава 4. Образы общения между людьми в литературе и искусстве XX века.
3
§ 4.1 Проблема человеческих взаимоотношений в литературе
XX века..........................................................120-135
§ 4.2 Проблема коммуникации в кинематографе XX века..............136-153
Итоги данной главы...............................................153-154
Заключение.......................................................155-156
Список используемой литературы..............................'....157-170
16
теория интерсубъективности представлена в «Картезианских размышлениях».
Гуссерль вводит понятие трансцендентально-феноменологической редукции, то есть «заключения в скобки» смыслов бытийных суждений и психологических предикатов («естественной установки сознания»), в результате чего мир и все другие индивиды, прежде положенные как объективно существующие, перестают существовать в реальности. Благодаря этому открывается доступ к чистому сознанию трансцендентального ego, которому доступно созерцание феноменального мира и других индивидов как феноменов. Вся значимость бытия мира сохраняется только как феномен. «Вывод из игры» не оставляет нас ни с чем. Размышляющее Я, приобретает свою чистую жизнь во всем универсуме ее феноменов. В результате чего «я обретаю себя самого как чистое ego с чистым потоком моих cogitationes» [51, 78]. Я открывает в себе особый вид существования самого себя, оно открывает в себе трансцендентальное ego с чистым потоком его cogitationes. Полагаемый объективный мир был лишь притязанием на бытие. «Это касается и существования внутри мира всех других Я, так что мы, собственно, уже не вправе употреблять множественное число в коммуникативном смысле. Ведь другие люди...суть для меня лишь данности опыта, в котором даны их физические тела, а на значимость этого опыта, Я не могу полагаться... вместе с другими ego я, конечно, теряю и весь строй социальности и культуры... весь конкретный окружающий жизненный мир есть теперь... лишь феномен бытия» [51, 74].
Редукция к трансцендентальному ego влечет за собой потерю других, данных в чувственном опыте, в результате чего встает проблема существования других трансцендентальных ego. «...еще совершенно невозможно предвидеть, каким образом в установке редукции другие ego — не просто как феномены мира, но как другие трансцендентальные ego — могут быть положены как сущие...» [51, 92]. Понятие трансцендентальной интерсубъективности дает ответ на данный вопрос.
17
Посредством регулятивной структуры трансцендентального ego происходит осознание чего бы то ни было. Каждый осознанный предмет отсылает к некой регулятивной структуре трансцендентального ego, указывая на универсальное правило, в рамках которого возможно любое осознание того же самого предмета. Во всех отдельных переживаниях, протекающих в сознании, осуществляется универсальный синтез, который делает возможными все прочие синтезы сознания.
Согласно Гуссерлю, бытие мира может быть раскрыто с точки зрения горизонтов опыта трансцендентального ego. Каждое переживание имеет интенциональный горизонт. Множество горизонтов представляют собой заранее очерченные потенциальности. Предметный смысл раскрывается благодаря истолкованию горизонтов. Объективный мир приобретает свою значимость, смысл и действительность, которые конституируются в сфере трансцендентальной субъективности. Только в этом контексте можно рассматривать проблему Других Я. «Во мне, в трансцендентальном ego..., трансцендентально конституированы другие ego и общий для всех ego объективный мир как, в свою очередь конституированный трансцендентальной интерсубъективностыо, возникшей для меня в ходе конституции других ego» [51, 175]. Анализ самоконституирования
трансцендентального ego возможен на основе метода «эйдетического описания», что дает основания быть феноменологическому исследованию интуитивно-априорным. Именно феноменологическое исследование может раскрыть интенциональности, в которых мое трансцендентальное ego имеет* возможность удостовериться в присутствии alter ego.
Другие ego «...не просто представлены мной, не являются лишь находящимся во мне представлением, синтетическими единствами, находящими во мне свое возможное подтверждение, но суть... именно «другие» [51, 183]. Гуссерль задается вопросом, в чем же заключается специфика других ego, если они конституируются моим ego, как я могу истолковать смысл других ego как существующих? Гуссерль говорит, что
- Київ+380960830922