Ви є тут

История развития художественного образования в Алтайском крае : Вторая половина XX века

Автор: 
Бочковская Вера Игоревна
Тип роботи: 
Вторая половина XX века
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
278
Артикул:
174710
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................1
Глава 1 Художественное образование как важная составляющая художественной культуры России.........................................8
1.1. Сущность и содержание понятия «художественное образование»....8
1.2. Из истории художественного образования на Алтае до 1917 го да... 28
1.3. Становление художественного образования на Алтае в первой половине века XX века на основе общероссийских тенденций..........37
1.4. Роль выдающихся художников в развитии художественног о образования Алтая в первой половине XX века.......................49
Глава II. Художественное образование как фактор развития художественной культуры Алтайского края в 1950 - 1980-е годы.........................58
2.1. Послевоенные годы: художественные студии.....................58
2.2. Становление и развитие детского художественного образования: художественные школы, школы искусств..............................67
2.3. Открытие Новоалтайского художественного училища как важный этап развития художественного образования на Алтае................91
2.4. Влияние художественного образования на развитие художественной культуры Алтайского края.........................................109
Заключение...........................................................119
Список литературы и источников.......................................124
Приложение I. Именной указатель художников и деятелей культуры, связанных с художественным образованием Алтая в 20 веке..............133
Приложение 2. Копии документов.......................................151
Приложение 3. Программы..............................................173
Приложение 4. Буклеты и книги отзывов выставок.......................186
Приложение 5. Материалы периодической печати.........................223
Приложение 6. Фотографии.............................................272
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Художественное образование является важной составляющей художественной жизни региона. От степени развития художественного образования * зависит уровень духовно-художественной культуры как отдельных возрастных и социально-профессиональных групп, так и художественной интеллигенции Алтайского края. Именно художественное образование является условием зарождения и трансляции неповторимых традиций в сфере регионального искусства, фактором формирования уникальных художественных традиций.
Политические преобразования конца XX века оказали существенное влияние на сложившуюся систему художественного образования Алтайского края. Еще не устоявшиеся новые традиции переходного периода негативно сказываются на качестве художественного образования, приводят к снижению уровня профессионализма во всех его областях. Но, как известно, именно высокий уровень образовагшя может обеспечить адекватное художественное воспроизведение и воссоздагше модели мира, образа жизни людей, транслировать культурные ценности, социальные нормы и жизненные смыслы. Особое значение приобретает художественное образование и воспитание художественной культуры личности.
В настоящее время художественное образование широко развивается и приобретает все новые формы. Это художественные школы, школы искусств, изостудии, частные мастерские. Количество желающих получить начальное художественное образование растет с каждым годом. Конкурс в Новоалтайское художественное училище, даже с появлением в середине 90-х годов отделения «Дизайн» в Алтайском государственном техническом университете и кафедры ^ дизайна в Алтайской государственной академии культуры и искусств, остается по-прежнему на высоком уровне.
Недостаточно изучена история художественного образования Алтая: по данной теме нет трудов обобщающего характера. Если к истории художественных студий и художественной школы 20-х - 30-х годов обращались
1
самодеятельности. Это так называемые внеклассная и внешкольная сеть: кружки, студии, клубы по интересам, лектории и т.д. Третья - детские художественные вечерние школы».
Задачи, стоящие перед художественным образованием он группирует в три категории, в которых искусство раскрывает свои основные педагогические возможности. Это как бы три ипостаси искусства:
«1. Искусство как культура отношения ко всем явлениям жизни - эта группа задач фактически вбирает в себя содержание искусства, выраженные через него нравственно-эстетические, эмоционально-ценностные критерии общества. Сюда входит культура отношения к самому обществу (политическая, социальная стороны воспитания), культура отношения к человеку и к миру вещей (нравственная сторона отношений), культура отношения к миру природы (экологическая сторона). Огромный пласт культуры!
2. Искусство как творчество - развитие ассоциативно-образного мышления, способности связывать в своем сознании (работа фантазии) далекие друг от друга явления, видеть общности, видеть систему там, где она только в намеке; способность рождать в своем сознании на основе восприятия жизни художественный образ и уметь его воспринимать в произведениях искусства. Без развития этой способности и получается неспособность применять к сложным и быстро меняющимся в наш век явлениям жизни и трудовым процессам полученный багаж знаний и умений. В действительности постоянны столкновения старого опыта с новыми условиями. И без минимальной творческой фантазии не обойтись. Без ее развития формируется догматический тип интеллекта.
В решении этой задачи заложена возможность формирования уровня творческой потенции всего народа.
3. Искусство как язык, вернее, как система языков, основывается (в пластических искусствах) на таких исходных элементах, как композиция (конструкция), линия, цвет, объем, пространство. И диктуются эти законы спецификой образного строя данного искусства, который в свою очередь,
24
является отражением его социальной функции. Постижение языков искусства необходимо не только художникам, но и зрителям искусства. Иначе они даже просто не смогут воспринимать содержание этого искусства.
Ни одна из вышеназванных задач не может заменить другую. Подлинно художественно грамотным, развитым человеком может считаться только, кто получил от искусства (художественного образования) эти три развития в гармонии.
Только тогда, когда художественное развитие будет дано каждому гражданину, выходящему из школы, оно может стать фундаментом его эстетической культуры, а, следовательно, фундаментом эстетической и художественной культуры масс.» [31. С. 61-64]. Что же касается художника, то как сказал в своей известной статье “Об искусстве” Л.Н. Толстой -Произведение искусства хорошо или дурно от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник.
Для того чтобы произведение искусства было совершенно, нужно, чтобы то, что говорит художник, было совершенно ново и важно для всех людей, чтобы выражено оно было вполне красиво и чтобы художник говорил из внутренней потребности и потому говорил вполне правдпво.
Для того чтобы то, что говорит художник, было вполне ново и важно, нужно, чтобы художник был нравственно просвещенный человек, а потому не жил исключительно эгоистичной жизнью, а был участником жизші человечества.
Для того чтобы то, что говорит художник, было выражено вполне хорошо, нужно, чтобы художник овладел своим ремеслом так, чтобы, работая, так же мало думал о правилах этого мастерства, как мало думает человек о правилах механики, когда ходит.” [50. С. 37].
Б.М. Неменский разбирает имеющиеся формы художественного образования с позиций выявления их основных целей. Он пишет: «...учебный предмет в общей школе призван воспитывать и обучать будущих зрителей (потребителей) искусства как будущих участников художественной жизни
25