Ви є тут

Музыкальная культура Томска второй половины XIX века

Автор: 
Еременко Елена Петровна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
174798
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Томское отделение Императорского Русского
Музыкального общества 15
§ 1. Создание и организационная деятельность 15
§ 2. Концертная деятельность оркестра 50
§ 3. Хоровая концертная деятельность 76
§ 4. Камерное исполнительство 94
Глава 11. Музыкальное образование в Томске 119
§1. Духовные учебные заведения 119
§ 2. Светские учебные заведения 133
§ 3. Музыкальные классы ТО ИРМО 147
Глава III. Хоровая культура Томска 160
§ 1. Церковные хоры 160
§ 2. Хоры учебных заведений и любительские коллективы 174 Глава IV. Концертно-театральная культура Томска 185
§ 1. Концертная деятельность 185
§ 2. Музыкально- театральная жизнь 207
Заключение 229
Список источников и использованной литературы 233
Приложение: Персоналии деятелей музыкальной культуры Томска второй половины XIX века 245
V
ВВЕДЕНИЕ
Данное исследование посвящено изучению особенностям развития музыкальной культуры Томска второй половины XIX века. Известно, что история музыки каждой страны представляет собой свод сложных процессов, происходивших не только в столицах, но и во всех других регионах. Поэтому систематическое изучение музыкальной культуры многочисленных российских городов и регионов - важнейшая задача отечественного исторического музыкознания. Этим и объясняется актуальность предлагаемого исследования, поскольку полная картина музыкальной культуры России на каждом этапе ее исторического развития может сложиться лишь при достаточной степени изученности ее состояния в провинции, на периферии. Кроме того, изучение опыта, накопленного в прошлом, может быть полезным в современных условиях, когда в нашей стране происходят сложные процессы социально-общественного и культурного преобразования. На рубеже XX- XXI веков увеличилось число работ по музыкально-краеведческой тематике, что является явным показателем актуальности подобных исследований. Научная мысль направлена на расширение географии анализируемых объектов, углубление проблематики, выявление типологических и специфических параметров бытования музыки в провинциальном городе.
Музыкально-исторические исследования на протяжении длительного периода были посвящены, в основном, изучению процессов, проходивших в столицах и городах европейской части России (исключения весьма незначительны). И только в последние десятилетия XX века в зону внимания исследователей попадает Сибирский регион. Однако в появившихся исследованиях Сибири не было существенных попыток целостного анализа всех сторон музыкальной культуры Томска второй половины XIX века. А ведь именно этот город указанного периода стал одним из значительных культурных центров Сибири. Поэтому изучение этой проблемы важно для понимания сложных культурных процессов, происходивших на востоке России.
Затем в программу стали включаться салонные фантазии И. К. Лейбаха и Д.
А. Осборна31.
В сезоне 1883 - 1884 гг. при частичном изменении состава дирекции явный кризис ТО ИРМО стал ощущаться в полной мере, поскольку Общество потеряло доверие любителей музыки, и в результате возникли большие финансовые затруднения. Достаточно сказать, что в это время общество не имело ни одного члена, который платил бы определенный уставом денежный взнос. В его составе числилось лишь 27 человек, получивших «членство» благодаря лишь тому, что большинство из них изредка выступало в качестве исполнителей на музыкальных вечерах, а некоторые принимали участие в административной работе дирекции. Вместе с тем 9 таких членов общества даже не проживали в Томске33.
Таким образом, после мощного старта при первом руководстве ТО ИРМО, состоявшем из опытных, энергичных энтузиастов, за 5 лет своей деятельности Общество утратило творческий и организационный потенциал и в результате оказалось в весьма затруднительной ситуации.
Желая исправить экономическое положение, в ноябре 1883 года дирекция объявила о продаже абонемента на 10 музыкальных вечеров стоимостью по 15 рублей каждый, а на остальные вечера - по 5 рублей для постоянных гостей. Однако во всем Томске оказалось только 5 человек, пожелавших приобрести абонемент. Видя столь пассивное отношение к предстоящему концерту, дирекция надеялась, что слушатели купят билеты не заранее, а непосредственно перед началом концерта. Первый музыкальный вечер был
31 Сибирская газета. 1889. №25. 1 марта. Лейбах Мгнас Ксавье Жозеф (1817-1891)- французский композитор, пианист. Автор популярных салонных композиций, а также романсов. Осборн Джордж Александр (1806-1893)- пианист, салонный композитор. Выступал в Англии и Франции. Написал 2 оперы, 3 увертюры, много дуэтов для скрипки и фортепиано и т.д.. Особую популярность получили его многочисленные салонные пьесы (фантазии, вариации, рондо и т.д.). (Здесь и далее все сведения о малоизвестных или уже забытых композиторах заимствованы из следующих изданий: Риман Г. Музыкальный словарь. Пер. с нем. М., 1901. Музыкальная энциклопедия, под ред. Ю. В. Келдыша Т. I—VI. М., 1973-1982).
^Председателем осталась В. И. Богомолова, директорами стали С. Стендтер, Е. А. Михайлова, П. Н. Бережков, И. В. Богомолов.
33 Сибирская газета. 1884. № 43.21 октября.
назначен на 16 декабря. Однако на него пришли только 17 человек. Выручка же от продажи билетов не покрыла даже одной трети расходов34. Если же учитывать то, что это был единственный концерт сезона 1883 - 1884 гг., то станет ясно, в каком катастрофическом финансовом положении оказалось Томское отделение ИРМО.
Программа этого концерта во многом предопределила финансовую неудачу. В первом отделении вечера прозвучали в переложении для фортепиано в четыре руки увертюра к опере Д. Россини «Семирамида»; фантазия для скрипки, флейты и фортепиано по мотивам оперы Ш. Гуно «Фауст» (аранжировка неизвестного композитора А. Мазини); фантазия для фортепиано некого Новаровского на тему оперы С. Монюшко «Галька»; хор странников из оперы А. Н. Серова «Рогнеда» (под фортепиано). Второе отделение включало фантазию для фортепиано, скрипки и флейты «Душечка, девица» Ш. О. Берио, мужской хор «Давайте петь и веселиться» И. О. Соколова и фортепианную пьесу в четыре руки композитора А. Коптского с экстравагантным названием «Пробуждение льва»35.
Нетрудно увидеть, что уровень музыки, прозвучавшей на концерте, был весьма посредственный. Его репертуар представлял собой некую смесь, лишенную какого-то смысла и плана. Судя по всему, в программу вносились те произведения и исполнители, которые оказались «под рукой». Поэтому программа концерта оказалось неким «винегретом», не соответствовавшим высоким задачам, которое ставило перед собой Общество при своем создании. Это признавала и дирекция ТО ИРМО, когда сообщала, что «при устройстве своих концертов прилагает вес свои старания к тому, чтобы программы концертов были по возможности полны и разнообразны, а главным образом к тому, чтобы все предлагаемые публике для выслушивания вещи (sic - здесь и далее ремарки мои, Е. Е.), были исполнены настолько хорошо, на-
34 Сибирская газета. 1884. № 43.21 октября.
35 Сибирская газета 1884 № 25 17 июня. Коптский Антон Григорьевич (1816-1899) -русский пианист, композитор. Ученик ДЖ. Фильда. Автор многочисленный салонных