Ви є тут

Фестиваль искусств как синтетическое художественное пространство

Автор: 
Резникова Екатерина Ильинична
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
186
Артикул:
175057
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СТРУКТУРА РАБОТЫ
Структура работы................................................... 2
Введение........................................................... 3
ГЛАВА 1. Фестиваль искусств как инновационное синтетическое явление современной художественной культуры....................... 17
1.1. Теория синтеза в современном искусствознании.............. 17
1.2. Понятие «фестиваль искусств»............................ 31
1.3. Синтез искусств в пространстве фестиваля.................. 47
ГЛАВА 2. Основные периоды становления и типология фестивалей современного искусства................................ 65
2.1. История фестивалей современного искусства................. 65
2.2. Основные формы фестивалей искусств на современном
этапе..................................................... 95
ГЛАВА 3. Специфика фестивального движения в странах Центральной Азии и Казахстана.................................... 112
3.1. Особенности фестивалей искусств в центральноазиатском регионе на рубеже XX - XXI веков............................... 112
3.2. Новые технологии в искусстве в контексте фестивального движения Казахстана............................................ 141
3.3. Участие художников стран Центральной Азии и Казахстана
в международных фестивалях искусств...................... 155
Заключение.................................................... 175
Библиография................................................... 181
ВВЕДЕНИЕ
Диссертация посвящена исследованию фестивалей современного искусства, как особого типа синтетического художественного пространства, выявлению его места и роли в современной мировой художественной культуре.
Актуальность исследования
В условиях современной культуры актуальными становятся синтетические формы художественной практики, в числе которых одно из лидирующих положений сегодня занимает фестиваль современного искусства. Активизация фестивального движения на современном этапе развития общества обусловлена тем, что эта инновационная форма представления современного искусства обладает более широкими возможностями в создании условий для массовой коммуникации, в отличие от других форм экспонирования, например, от традиционных художественных выставок. Проведение международных фестивалей искусств способствует не только творческому обмену между художниками и кураторами, но и позволяет осуществлять диалог и интеграцию различных культур в едином художественном процессе. Острая социальная проблематика, неограниченность заявленных тем, осуществление международного диалога, демонстрация самобытности регионального искусства, чуткое реагирование на появление новых технологий в искусстве, осуществление в рамках проекта кураторской стратегии, и, наконец, взаимодействие различных видов искусств в едином художественном пространстве, - аспекты, присущие фестивалю искусств как художественному явлению. Эти особенности являются основными причинами, объясняющими постоянно возрастающую потребность в осуществлении подобного типа художественных проектов в различных регионах.
ГЛАВА 1. Фестиваль искусств как инновационное синтетическое явление современной художественной культуры
1.1. Теория синтеза в современном искусствознании
Потребность в общетеоретическом подходе к изучению изобразительного искусства, стремления разобраться в принципах взаимодействия, определить условия, необходимые для создания органичного взаимоотношения художественных форм, заставляет историков искусства все чаще обращаться к проблеме синтеза искусства. Это позволяет анализировать не отдельно взятые произведения и факты, а многосоставные структуры, сложные явления искусства в их взаимосвязи и в контексте художественного процесса. Примером такого художественного явления становится фестиваль искусств, представляющий собой особый тип синтетического художественного пространства, где объединяются различные виды искусств, а их синтез осуществляется на разных уровнях.
Виды искусства - исторически подвижная система. В современной художественной ситуации происходит возникновение новых видов искусства (в связи с развитием новых технологий и возрастанием роли масс-медиа), существует потребность в новых художественных формах, отражающих усложнившиеся представления о мире, о ходе истории, а так же необходимость художественного освоения действительности новыми средствами. Эти художественные достижения могут осуществиться в результате необходимого синтезирования. Анализ данной ситуации приобретает особую важность в контексте исследования фестиваля искусств как художественного явления.
Многоплановость и многогранность синтеза искусств заключается в возможности этого явления проявлять себя в разных отношениях - «и в
18
развитии синтетических искусств, и в соединении различных искусств в общей композиции, и в переводе одного художественного ряда в другой, и в использовании отдельными искусствами выразительных средств, художественного языка и материала других искусств, и во взаимоотношениях искусства с другими явлениями культуры и материального бытия»31. Важно отметить существование идеи синтеза в самой природе искусства.
В теории синтеза искусств ставятся и решаются важные вопросы, касающиеся принципов классификации искусства, возникновения новых возможностей и путей художественного освоения действительности, развития художественного языка разных искусств. Для историков искусства исследование этой проблемы традиционно предстает в виде подробного исторического анализа конкретных примеров взаимодействия искусств с целью выявления закономерностей и условий рождения художественного синтеза. Рассмотрим основные положения теории синтеза через анализ источников, авторы которых занимались исследованием данной проблемы: А. Зись, Ю.Борсв, М. Каган, И.Иоффе,
В.Михалев, Г. Степанов и др.
Видовая специфика и синтез в искусстве - взаимосвязанные проблемы в эстетике. Без анализа понятия «вид искусства», изучения факторов динамики видов трудно подойти к исследованию синтеза и, напротив, рассмотрение синтеза искусств позволяет лучше понять динамику и функционирование видов искусства в обществе. «В ходе исторического развития художественной культуры под влиянием разного рода скрещивавшихся факторов ... многообразные способы художественного освоения мира приобретали самостоятельное существование, становились видами искусства или разновидностями этих видов» . Виды искусства различаются прежде всего по способам
31 А. Зись. Виды искусства. - М., 1979. - с.123.
32 М. Каган. Морфология искусства. - Л., 1972. - с.233.