Оглавление
Введение...............................................................3
Глава 1. Общая характеристика песенной культуры западных
бурят - эхиритов и булагатов (вторая половина XX в.) . . . 12
1.1. Жанровые номинации песенного фольклора эхиритов и булагатов. . 12
1.2. Типология традиционных песен эхиритов........................... 17
1.3. Типология традиционных песен булагатов...........................50
Глава 2. Стилистические особенности певческих традиций эхиритов
и булагатов...................................................72
Глава 3. Историко-генетические истоки формирования певческих
традиций эхиритов и булагатов.................................94
3.1. Поэтические особенности стихосложения песен эхиритов и булагатов.........................................................94
3.2. Этнорегиональные связи певческой традиции эхиритов .... 100
3.3. Этнорегиональные связи певческой традиции булагатов . . . . 110
Заключение...........................................................121
Список литературы....................................................127
Сведения об информаторах.............................................133
Список сокращений....................................................137
Введение
Актуальность темы исследования. Народная песня - наиболее распространенный вид вокальной музыки устной традиции, одна из древнейших форм музыкально-словесного творчества, как и все народное искусство в целом, в значительной степени представляет собой способы воспроизводства художественного восприятия мира посредством художественных средств, выработанных в традиционной культуре каждого народа [Земцовский, 1991, с. 100; Богуславская, 1986, с. 161].
Певческие традиции каждого народа как отражение реальной, исторически конкретной системы его вокальной музыки, представленной совокупностью функциональных, стилистических и исполнительских составных, обусловленных музыкальным мышлением народа, являются одним из важных источников изучения народного искусства. Важность историко-искусствовсдчсских исследований певческих традиций конкретного этноса, проявляющихся в синкретическом единстве с обрядом, игрой, танцем, инструментальной музыкой, словесным и изобразительным фольклором, заключается еще и в том, что, вскрывая истоки происхождения и общую логику их развития, подобные исследования позволяют делать обобщения, касающиеся специфики бытования и истории формирования народного искусства в целом.
Для современной гуманитарной науки не менее важна и этнографическая составляющая народной песни, прямо или косвенно указывающая на происхождение народа, его родственные и исторические связи и культурные взаимоотношения с другими народами. Роль музыкального фольклора в этногенетических исследованиях признается особенно значительной, ибо музыка, воплощая этнически характерные черты культуры, в то же самое время не так жестко детерминирована хозяйственноэкономическими, природно-климатическими и другими причинами, как иные компоненты этнической культуры [Земцовский, 1988, с.5]. В свете этого положения данное диссертационное исследование приобретает особую
Глава 1. Общая характеристика песенной культуры западных бурят -эхнритов и булагатов (вторая половина XX в.)
Предбайкалье, растянувшись от Байкала - на востоке до реки Уды - на западе, представляет собой особую зону центрально-азиатской историко-культурной области. Комплексные исследования российских археологов, этнографов, историков и антропологов свидетельствуют о том, что уже с эпохи неолита и раннего средневековья эта территория представляла собой территорию контактирования самодийских, кетских, тунгусо-маньчжурских, тюркских и монголоязычных этнических общностей.
Этнические процессы, происходившие в Предбайкалье на протяжении нескольких тысячелетий, обусловили сложность этно- и культурогенеза этнической и культурной истории бурят этого региона, называехмых в научной литературе как «западные буряты», а литературе последнего десятилетия - Предбайкальские буряты.
Исследование несен у двух этнических групп бурят Предбайкалья -эхиритов и булагатов показывает, что их понятия и термины в определении видовых объединений и группировок (жанров) обнаруживают между собой значительную общность. В этой связи возникает необходимость начать исследование певческих традиций эхиритов и булагатов с описания жанровых номинаций их песенного фольклора.
/. /. Жанровые номинации песенного фольклора эхиритов и булагатов
По определению И.И. Земцовского, «Жанровые подразделения песенного фольклора складывались исторически и по-разному в разных культурах ... Универсальных жанровых систем не существует» [Земцовский, 1991, с. 101]. В определении песенных жанров, сформировавшихся исторически и отражающих систему самоопределения содержательных, функциональных и исполнительских принципов, норм и стереотипов песен каждого народа, прежде всего, большое значение имеет обращение к фольклорно-музыкальной системе названий, терминов, определений,
объяснений, воззрений, т.е. всего множества фольклорных знаний, сопутствующих реальной исполнительской практике [Шейкин, 2002, с. 31]. У каждого жанра песенного фольклора есть свой сюжетный фонд, свой круг тем, мотивов, идей, образов. У бурят пение является основной сферой интонационной практики, где определяющим признаком становится мелодия.
Основная категория общебурятской вокальной музыки обозначается термином аялга, перекликающийся с древнемонгольским термином аялгу со значением «мотив, напев», ая - «тон». У западных бурят понятие ая в значении «мотив, напев» сохранилось у булагатов. У эхиритов в значении «мотив, мелодия», применяют термин аянга, происходящий ог корня «ян(г»), который перекликается с тюркским термином «юнг ~ ин». У эхиритов термин дуу(н) соответствует понятиям «звук», «голос», «песня», «петь песню» - дуу бариха. У булагатов понятие «песня» обозначается термином зугаа, а «петь песню» - зугаа зугааяха.
Жанровые номинации песен западных бурят эхиритов и булагатов ориентированы на сферы культуры, связанные с обрядом, семейно-бытовой сферой и хозяйственной деятельностью.
Наибольшей разновидностью отличаются номинации песен обрядовых жанров.
Прежде всего, это песнопения культового назначения: шаманская песня (боое дууп); обрядовые песни (мургэлэй дуун) - это название является общим для коллективных песен, сопровождающих обряды культового назначения; песня-призывание (дурдалгып дуун) - обрядовая песня коллективного исполнения, посредством которой «призываются» на место проведения ритуала культово почитаемые духи и божества; хороводно-игровые песни (ёохор-пааданай дуун) - песни, сопровождавшие в ранний период календарные, свадебные обряды, позднее перешедшие в сферу народных развлечений.
- Київ+380960830922