Ви є тут

Тема Вавилонской башни в нидерландском искусстве XV - XVI вв.

Автор: 
Чупрак Кирилл Александрович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
181
Артикул:
175203
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...........................................................3
1. Эволюция темы Вавилонской башни до Брейгеля
1.1. К понятию Вавилонской башни; литературные источники.......12
1.2. К ранней иконографии Вавилонской башни....................23
1.3. Пятнадцатый век: мастер часослова герцога Бедфорда, художник из
среды Брюгге, Ян ван Эйк....................................29
1.4. Первая половина шестнадцатого века: Герард Хоренбоут, Сварт ван
Гронинген, нидерландский художник, Ян ван Скорель, Корнелис Антонисц................................................34
2. Брейгель: Тема Вавилонской башни
2.1. Венская картина...........................................44
2.2. Роттердамская картина.....................................65
3. Развитие темы Вавилонской башни после Брейгеля
3.1. Башенный бум..............................................75
3.2. Лукас ван Фалькенборх.....................................82
3.3. Картины группы Хендрика ван Клеве III.....................90
3.4. Вавилонская башня и античные чудеса света: Пауль Бриль, Мартин ван Фалькенборх, Мартин ван Геемскерк, Ролант Саверей, Мартин де Вое............................................100
3.5. Карел ван Мандер.........................................117
Заключение.......................................................119
Список литературы................................................125
Список сокращений................................................133
Список иллюстраций...............................................134
Иллюстрации......................................................139
3
ВВЕДЕНИЕ
Материалом нашего исследования послужила тема с давней иконографической традицией. Многократно запечатленная в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве история возведения Вавилонской башни достигла, примерно в середине - конце XVI в., в нидерландском искусстве своего наивысшего расцвета и еще примерно полстолетия спустя пользовалась большой популярностью у голландских и фламандских мастеров. На большой интерес к Вавилонской башне указывает и то, что в мире немного сооружений, которые могли так долго давать повод для размышлений, вплоть до нашего времени. Даже слава античных чудес света не может сравниться с привлекательностью Вавилонской башни, за исключением разве что пирамиды Хеопса. Но пирамида еще существует, в то время как Вавилонская башня уже стала загадкой.
В чем же заключается притягательная сила сюжета, почему строительство Вавилонской башни будоражит фантазию и вдохновляет художников на протяжении многих столетий? Вероятно, идея Вавилонской башни нашла отражение в творчестве прекрасных художников прежде всего благодаря легко запоминающемуся смыслу сюжета и его большому, в любое время обновляемому метафорическому потенциалу. В таинственном смешении из библейски-древнего возраста истории, немыслимо-большого размера постройки, мании величия и заносчивости своих строителей и последовавшего за этим, как наказание назначенное Богом, смешения языков. А также, не в последнюю очередь, благодаря великолепным изображениям нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего, ставшим сильным импульсом для создания новых
произведений.
17
Наконец, более новая интерпретация рассказа все больше сводится к тому, что речь идет о метафоре, о символе, что необязательно нужно (или возможно) привязывать его к определенной постройке. Так, у А. Борста и других это понимание является уже штампом29 (хотя Борет все еще придерживается идентификации: зиккурат = Вавилонская башня30), Улингер, в конце концов, формулирует: гипотезы о зиккурате не следует придерживаться31. Мы полностью разделяем мнение последнего и также считаем, что, так как точное местонахождение неизвестно, то и форма исторической постройки для понимания главы 11 Бытия абсолютно неважна32.
Вавилонская башня, прямо или косвенно, помимо библейского текста, упоминается в других письменных источниках: в Книге Юбилеев, Коране, Мидрахе . Так, например, апокрифическая Книга Юбилеев содержит подробности о том, сколько прошло времени от начала строительства до того момента, когда вмешался Бог: «И они строили это в продолжение сорока трех лет»34. В Коране, хотя Вавилонская башня не упоминается по имени, имеется история, похожая на библейскую35. Иудейская литература предлагает много различных причин, чтобы строить Вавилонскую башню, и намерений ее строителей.
Из многочисленных ранне-еврейских интерполяций и парафраз выбран только древнееврейский историк Иосиф Флавий (37/38 г.,
29 Borst A. Der Turmbau zu Babel. München, 1995. Bd. I, S. 117.
30 Borst A. Der Turmbau zu Babel... Bd. I, S. 79 f., 83 f.
31 Uehlinger Ch. Weltreich und «eine Rede»... Kap. 5.
32 Uehlinger Ch. Weltreich und «eine Rede»... S. 229 f.
33 Для полноты могут быть еще названы апокалипсис Баруха и книга мормонов.
34 Ветхозаветные апокрифы: Книга Еноха; Книга Юбилеев, или Малое Бытие; Заветы двенадцати патриархов; Псалмы Соломона. СПб., 2001. С. 152-153.
35 Коран, Суры 28: 38 и 40: 36-37.
18
Иерусалим, - после 100 г., Рим) как имеющий значение для изобразительного искусства и нашей темы.
Флавий создал монументальное произведение «Иудейские древности»36, разделенное на 20 книг, об истории евреев от сотворения мира до 66 года н.э. Труд датируется 93-94 г. н.э. «Иудейские древности», насколько мы знаем об этом, не были псевдокомментарием к Семикнижию, а стояли в одном ряду с ним37. Он «должен был служить для того, чтобы устранить недоразумения римских читателей относительно еврейского народа и его обычаев и чтобы подчеркнуть особенный возраст, величину и достоинство еврейского народа. Для всех работ Иосифа Флавия характерно проримское изображение событий Иудейской войны, попытки самооправдания в измене и апологетика иудеев. «Иудейские древности» Иосифа обозначены двойной лояльностью: с одной стороны, к римлянам, с другой стороны, к еврейскому народу» . У Иосифа Флавия, в парафразе эпизода с Вавилоном, мы находим несколько скомбинированных элементов: мотив всемирного потопа, строительство Нимродом Вавилонской башни как защиты от повторного паводка и расселения народов как основание мира, по приказанию Яхве. При этом важным является в связи нашей темой указанный у Иосифа Флавия вид Башни: ее толщина настолько была велика, что высота казалась при этом незначительной. Ведь такой она появляется в картинах строительства Вавилонской башни Брейгеля и следующей за ним иллюстративной традиции.
Легендарным основателем Вавилонской башни считается уже упомянутый нами Нимрод. Он в Библии фигура неясная, в то время как в более поздних интерпретациях, например у Иосифа Флавия или у
36 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 2 т. Минск, 1994.
37 Uehlinger Ch. Weltreich und «eine Rede»... S. 135.
38 Uehlinger Ch. Weltreich und «eine Rede»... S. 126.