Содержание
Введение..............................................................3
Глава 1 Элементы соразмерности в тории цвета..........................11
1.1 Из истории развития учения о цветовом зрении.................15
1.2 Анализ соразмерности ступеней шкалы спектра дневного света 27
Глава 2 Художественно-математическое исследование соразмерности
пространства картины..........................................58
2.1 Золотое сечение как основа соразмерности рисунка Леонардо да Винчи «Канон пропорций человека».................................63
2.2 Геометрический модуль соразмерности картины и метод его определения......................................................87
2.3 Динамика изменения геометрических модулей соразмерности
при изменении пропорций и площади картины.....................111
Глава 3 Композиционный анализ картины как процесс изучения ее
соразмерности.................................................124
I
3.1 Гармония интервалов между вертикальными осями форм
картины как показатель ее соразмерности.......................129
3.2 Соразмерность форм - пространств картины и числовое выражение гармонии их структурных связей.........................154
Заключение.................................:..........................170
Библиография..........................................................175
V
I
и*
2
Введение
Попытки проникновения вглубь любого композиционнохудожественного средства искусства приводят к осознанию того, что каждое из них имеет как минимум две стороны - выступает в значении закономерности природы и объективно-субъективной форме его восприятия, определяемой термином - красота. Обе эти стороны уже в античности объединяли в одно понятие - гармония. Объективно гармония выражается посредством числа. Аристотель в своем сочинении «Метафизика» заметил: «...так называемые пифагорейцы были первыми, занимавшимися науками (та цаОццата) поскольку в дальнейшем они узнали, что отношения и законы музыкальной гармонии основываются на числах, а также и все остальные предметы по своей природной сущности тоже, по-видимому, походят на числа..., то они высказали мнение, что элементы чисел являются элементами и всех вещей и что весь мир в целом является гармонией и числом».1
Понятие « гармония» переводится с древнегреческого как «соразмерность, уравновешенность, скрепа, связь...».2 Неразрывное единство образовали три из них: «гармония», «соразмерность», «число». Каждое в свою меру, находится в двух других понятиях. Под «числом» греки понимали, прежде всего - отношения и пропорции. Следовательно, при изучении соразмерности в композиции произведений живописи необходимо рассмотреть три её аспекта: гармонию цвета, гармонию пропорций, численное выражение гармонии композиционной структуры картины. Каждому из этих трёх аспектов посвящена отдельная глава диссертации.
1 Аристотель, Метафизика А5, 985В / По кн.: Ван Дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука.- М.: Физматгиз, 1959.- с.395
2 Древиегрсческо-русский словарь. В 2-х томах. 70000 слов / Составитель И.Х.Дворсикнй. - М.: Изд-во Иностранных и национальных словарей, 1985. - 1044, 1905 с.
3
отражающегося [в наших глазах] предметов исходят истечения, они, будучи как бы картинами, удобно входят в наши глаза” (Лурье, с.308).
По-видимому, такого же мнения придерживался (в отличие от Платона) и Аристотель. Полемизируя с Демокритом, он пишет: “Они (Демокрит и другие) считают, что все чувственно воспринимаемое постигается на ощупь4 [имея в виду тот факт], что, как они утверждают, восприятие происходит вследствие истечения5 от чувственно воспринимаемых вещей и вследствие проникновения этих истечений в органы чувств, причем эти органы чувств приводятся в движение этими истечениями соответственно разнице между содержащимися в них формами, величинами [...]Утверждая, что существуют истечения, и видя в них причину зрения, они рассуждают неправильно”. 6
Наиболее полно раскрыто античное понимание природного явления света и цвета у Платона. В его знаменитом диалоге "“Тимей” учение античности о зрительном восприятии получило четкую и обобщенную форму выражения. Как считает Платон, глаза несут в себе свет. Этот свет - огонь не имеет свойства жечь. Он изливает (атторрог|) мягкое свечение, которое являет собой “чистую” сущность: “И вот когда полуденный свет обволакивает эго зрительное истечение и подобное устремляется к подобному, они сливаются, образуя единое и однообразное тело в прямом направлении от глаз, и притом в месте, где огонь, устремляющийся изнутри, сталкивается с внешним потоком света”.7
Акцентируем эти положения Платона о зрительном восприятии. Во-первых, от объекта восприятия происходит “истечение” потока света. Во-вторых, “изнутри” (из глаз) устремляется навстречу по прямой другой поток света. В-третьих, в своем противодвижении эти потоки “сталкиваются” в
4 В “Комментариях и исследованиях” к книге "Демокрит” С.Я.Лурье замечает: “Еще резче эта мысль выражена у Гиппарха (Л«. IV, 13,9-10): “Гиппарх говорит, что лучи, исходящие из обоих глаз х очертаниям предметов, охватывают их как бы прикосновениями рук” (Лурье, с.506).
5 аяорроп (апорроэ) - истечение, поток, струя. Древнегреческо-русский словарь. Составитель И.Х.Дворсцкнй.
В 2-х томах . - М.: Изд. иностр. и национ.словарей, 1958. - Около 70-ти тысяч слов.
6 С.Я.Лурье. Демокрит. С.309,309.
1 Платон. Сочинения в 3-х томах. Том 3 (1).- М.: Мысль, 1971.-С.485,486.
17
определенном месте (пространства). В-четвертых, оба потока сливаются воедино, образуя “однородное тело” или тождественный “образ” - “картину”8, по выражению Демокрита, Эпикура и Эмпедокла. Возникает вопрос - данные представления античных философов о природе видения соответствует действительности, или же это наивное понимание психофизических процессов зрения, сформировавшиеся в ранний период естественнонаучной мысли? Дать однозначный ответ на этот вопрос пока что невозможно.
На основе гипотезы о сущности зрительных лучей, исходящих из глаз: “Великие математики древности Евклид, Птолемей и другие [...] создали теорию отражения света от плоских и сферических зеркал и положили начало геометрической оптике, сохранившей свое значение и для нас”.9
Вопросы цветоощущения в античности серьезно не были разработаны. Так, Платон относил цвет к четвертому роду ощущений (вкус-обоняние - слух - цвет).10 Начало возникновения цветового зрения, по Платону, определяется теми же причинами, что и восприятие света - истечением частиц от других тел и их столкновением со зрительным лучом. Затем, при переходе к процессу возникновения цветов, дается объяснение, скорее напоминающее смешение красок на палитре художника. Например: “[...] красный цвет, смешанный с черным и белым, дает пурпурный или темно-лиловый [...] Желтое в смешении с серым дает коричневое [...] сочетание синего с белым даст голубой” 11 и так далее.
При решении вопросов цветоразличения только философскими методами исследования древнегреческие мыслители не могли получить результаты, сравнимые с теми, которые были получены ими в астрономии, геометрии, оптике, архитектуре, изобразительном и прикладном искусствах. В этой связи отметим, что, несмотря на большие достижения современной
3 еьбаХоу (эйдолон) - образ, воспроизведение, изображение, подобие, отражение, видимость, мысленный образ, идол, кумир (Древнсгрсчсско-русский словарь).
9 Вавилов С.И. Глаз и солнце. О “теплом” и “холодном” свете. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. - с.11.
:0 Платон. Сочинения. Том 3(1). - С.510 - 513.
11 Там же, с.513.
- Київ+380960830922