ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................... 3
Глава I. СВОЕОБРАЗИЕ ЯКУТСКОЙ КУЛЬТУРЫ ....................... 14
1.1. Пространственные представления и образы
в традиционной культуре народа саха ............... 14
1.2. Мифологические традиции
в якутской культуре ............................... 23
1.3. Особенности социальной
и прикладной культуры народа саха .................. 34
1.4. Поэтика олонхо и эпические традиции
в якутской литературе и живописи................... 48
Глава II. Становление и развитие кино в Якутии ............... 73
2.1. История формирования и организации
кинодела в Якутии ................................. 73
2.2. Якутское кино в 1970-80-е годы..................... 90
2.3. Деятельность Государственной конокомпании
«Сахафильм»........................................ 116
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................... 143
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............................. 147
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В художественной культуре XX века особый ранг по статусу и значительное место по объему, безусловно, принадлежит кинематографу. Кино как новое синтетическое искусство универсально сочетает в себе возможности художественной литературы, изобразительного искусства, музыки и театра. Отсюда его широкая востребованность в современном обществе - и как средства коммуникации, и как вида художественной культуры. Кино, подобно фольклору,
синкретично по своей жанровой природе. И фольклору, и кино свойственно разнообразие художественных приемов создания народного характера, самого образа народа через непосредственное восприятие реальных моментов общественной жизни страны. Особенно ярко народность
киноискусства, его внутренняя связь с фольклором проявляется в
становлении молодых национальных кинематографий.
Национальный кинематограф как составная часть духовной культуры народа саха - результат развития и взаимодействия ряда существенных социальных и общественных факторов. Наряду с многовековой традицией художественного слова, а также современным уровнем развития театрального, изобразительного, музыкального искусств, формирование
национального кино в Якутии в первой трети XX века связывалось с такими социальными явлениями, как установление навыков и устойчивых форм городской жизни, широкомасштабное развитие промышленности, целенаправленное освоение профессионального образования и повышения мастерства специалистов.
С другой стороны, неоспоримое своеобразие якутского кино имеет отношение к характеру самой природы на вечной мерзлоте. Крайняя северная точка Якутии на континенте, как установлено учеными, - мыс Нордвик — лежит под 74 градусом северной широты, а самая северная точка
Глава 1. Своеобразие якутской культуры
1.1. Пространственные представления и образы в традиционной культуре народа саха.
О том, что искусство как создание человеческого разума - это стремление человека создать «рядом с реальным миром более человечный мир», - писал А.Моруа. С древнейших времен люди типизировали явления природы. В иерархии теорий о происхождении искусства основными являются религиозная (И.Кант, Гегель), биологическая (З.Фрейд) и социальная (игровая) концепции. Согласно последней, «художественное творчество порождено заложенной в природе человека потребностью получить эстетическое удовлетворение, давая выход посредством игры нерастраченной в труде энергии»1. Искусство, являясь одним из видов общественного сознания и духовной культуры человека, опирается прежде <* всего на образные представления окружающей действительности. Основой образов искусства является вера человека творящего - духовная ценность как воплощение идеала или стремление к идеалу. В этом смысле содержание и форма даже одного определенного художественного образа и методов его эстетического воплощения в произведениях неисчерпаемо богаты и разнообразны. Однако в процессе исторического развития общества исследователи наблюдают различные типологические сходства в понимании мира, времени и человека. Этот философский ракурс генезиса искусства разносторонне и убедительно раскрывается в монографии А.Л. Казина:
«С древнейших времен до наших дней в соборном сознании народов мира присутствует символ (архетип) мирового дерева, соединяющего Небо и Землю, Правое и Левое. В христианском Откровении отношения между
1 Попов Б.Н. Основы понимания искусства. - Якутск, 2001. - С. 5.
этими полюсами вселенной освящены как любовные, творческие, имеющие провиденциальный смысл. Мистическим и логическим символом этих отношений является Крест. Вертикальную основу мирового креста образует божественная энергия - Фаворский свет, пронизывающий собой сотворенный космос сверху донизу, вплоть до области тьмы кромешной. Со своей стороны, онтологическую горизонталь креста образует тварный мир как таковой, в его относительной завершенности и самоценности, где решающую роль играет различение правой и левой половин реальности, относящихся друг к другу как прекрасное и безобразное, правда и кривда» *.
Указанные вертикаль Духа и горизонталь материальной жизни представляют основу искусства и в якутской духовной культуре.
В якутских мифах отражаются представления народа о начале мира, об его трехчастном строении, о божественном происхождении людей как части Природы. На основе древних мифов сложены сюжеты и образы олонхо. По воззрениям народа саха, в вертикальной структуре представлений Вселенная отождествляется с «беспредельно широким небом» - «кинкиниир киэн халлаан», - состоящим из трех миров: Верхний мир - «УеЬээ дойду», Средний (Серединный) мир - «Орто дойду», Нижний мир - “Аллараа дойду”. Согласно культурологической идее мифов, сохраненной в олонхо, разделение вселенной на отдельные миры произошло следующим образом. В незапамятной древности из-за желания обладать лучшими странами во вселенной разгорелась большая война между тремя великими племенами -племенем Юрюнг Аар тойона (Белого Престарелого Господина), Улуу тойона (Великого Грозного Господина), ё Арсана Дуолайа (Предводителя злых духов - абаасы). Война была длительная, разрушительная. Тогда воюющие стороны прекратили битву и заключили мир и договор о разделении вселенной на три яруса и заселении каждого из них: Верхний
1 Козин А.Л. Философия искусства в русской и европейской духовной традиции. - СПб. 2000. -
- Київ+380960830922