Ви є тут

Специальные эффекты в художественном пространстве фильма. : История, современное состояние, перспективы

Автор: 
Хлыстунова Светлана Викторовна
Тип роботи: 
История, современное состояние, перспективы
Рік: 
2005
Артикул:
175876
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................4
ГЛАВА 1. СПЕЦЭФФЕКТЫ: ЭТАП ТРЮКА
(1895 - конец 1920-х годов)............................................11
1.1 Изобретение кино и зарождение кинематографического трюка. Кинематограф братьев Люмьер.....................................11
1.2 Жорж Мельес и кинематографическое преобразование реальности..15
1.3 Кинематографические трюки и становление системы выразительных средств в кино..................................................24
1.3.1 Итальянские «пеплумы»................................29
1.3.2 Немецкий киноэкспрессионизм..........................33
ГЛАВА 2.СПЕЦЭФФЕКТЫ: ЭТАП КОМБИНИРОВАННЫХ СЪЕМОК (1930- конец 1970-х годов).............................................37
2.1 Спецэффекты как фактор становления зрелищного кино...........37
2.1.1 Премия «Оскар» в области специальных эффектов........40
2.2 Сконструированная реальность на экране и се влияние на тематику зрелищного кино...........................................47
2.2.1. Тема исследования космоса и ее воплощение на экране.47
2.3. Новые персонажи зрелищного кинематографа....................50
2.3.1. Сконструированные зооморфные персонажи..............50
2.3.2. Антропоморфные персонажи и эффекты специального грима...54
2.4 Влияние зрелищных эпизодов на развитие различных жанров......60
2.4.1. Специальные эффекты в фильмах военной тематики......64
2.4.2. Фильмы-катастрофы...................................67
ГЛАВА 3. СПЕЦЭФФЕКТЫ: ЭТАП ДИГИТАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (начало 1980-х - конец 1990-х гг.).....................................72
3.1. Компьютер приходит в кинематограф. Первые сферы применения..72
3.1.1. Компьютерные технологии в аниматроннке..............74
3.2. Совершенствование компьютерных технологий и их влияние на развитие жанровой системы.................................................77
3.2.1. Сгенерированная среда и виртуальные персонажи.......79
3.2.2. Виртуальная реальность как сюжетообразующий фактор..87
3.2.3. Компьютерные игры и кинематограф....................89
3.3. Влияние сгенерированной среды и персонажей на развитие жанровой палитры кино.....................................................90
3.3.1. Взаимодействие жанровый структур. Сериал о «Чужих» 91
3.3.2. Технократические сюжеты в кинематографе.............94
3.3.3. Фильмы-катастрофы...................................95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Сосуществование днгитальных и «традиционных» эффектов и перспективы развития зрелищного кинематографа..........................99
ПРИМЕЧАНИЯ..........................................................104
Примечания к Главе 1............................................104
Примечания к Главе 2............................................108
Примечания к Главе 3............................................122
ПРИЛОЖЕНИЯ..........................................................132
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ФИЛЬМОВ....................................132
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ...............................................156
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................159
4
ВВЕДЕНИЕ
С самого рождения искусство кинематографа тесно связано с технологией, т.к. своим появлением оно обязано техническому изобретению. Поэтому поступательное движение вперед в области кинотехники не могло не оказывать существенного влияния на развитие и функционирование этого искусства. Так на протяжении всей его истории происходили постепенные смены технологий, которые оказывали различное по степени влияние на формирование его выразительных средств и жанрообразование. Временами это влияние было не очень очевидным, заметным только профессионалам, но некоторые технологические прорывы привели к существенной смене структуры кинопроизводства, как это было с появлением в кино звука, затем - цвета.
На сегодняшний день киноискусство переживает очередное переоснащение технологической базы, в связи с широким внедрением в кинематограф компьютерных технологий. Все больше картин снимается на цифровые носители, минуя пленочную фазу. На экраны переносятся сюжеты еще недавно считавшиеся совершенно неосуществимыми.
Что бы рассмотреть, как происходили и происходят процессы взаимодействия киноискусства и технологии, стоит обратиться к сфере кинопроизводства, в которой данные процессы наиболее выражены - к специальным эффектам.
Предлагаемая работа «Специальные эффекты в художественном пространстве фильма» - это попытка рассмотреть историю развития специальных эффектов через историю киноискусства вообще, и жанрового кино в частности. Предложенное в диссертации деление истории спецэффектов на этапы: трюка, комбинированных съемок и дигитальных эффектов позволяет увидеть не только развитие специальных эффектов на различных этапах их истории, но и проанализировать то влияние, которое это развитие оказывало на искусство кинематографа.
Главный интерес автора сосредоточен на возможности выявить закономерности влияния развития технологии создания специальных эффектов на развитие жанровой палитры кинематографа, в особенности зрелищных его видов. Именно этот процесс является предметом рассмотрения данной диссертации. Автор поставил задачу проанализировать историю становления и развития спецэффектов через историю кинематографа, выявить закономерности этого процесса, от которого во многом зависит развитие современного жанрового кинематографа. Поэтому
16
многом благодаря изобретательному французу. Именно с именем Мсльеса связано появление в истории кинематографа нового направления развития -кинематографического преображения реальности. В отличии от кинематографа братьев Люмьер, которые старались показывать лишь то, что происходило перед камерон, ни как не вмешиваясь в происходящие события, этот путь, но сути и сделал возможным трансформацию кинематографа из увеселительного аттракциона в подлинное искусство. Творчество Жоржа Мсльеса сделало возможным перерождение трюка из средства изображения в средство кинематографической выразительности.
Не смирившись с отказом братьев Люмьер продать свои аппарат, Мельес отправился в Лондон, где купил проектор у Роберта Пола, закупив также несколько лент компании Эдисона. С 4 апреля 1896 года в театре «Робера Удела» в программу начинают включаться регулярные показы картин. Вскоре Мельес заказывает камеру по собственным чертежам и начинает активно осваивать новую для себя профессию - кинематографиста. На первых порах он снимет свои фильмы в том же (господствовавшем тогда повсеместно в кинематографе) стиле «ожившей фотографии», который сам по себе был удивительно привлекателен, «живые» сценки продолжали удивлять и забавлять публику. Вот названия фильмов Жоржа Мельеса этого периода: «Партия в карты», «Садовник, жгущий траву», «Выход из парфюмерного магазина Вибер», «Прачки», «Расклейщик афиш», «Базарный день в Трувиле», «Уличные сцены в Париже» (все 1896 года). Все эти картины являлись не чем иным, как тиражированием «документальных» бытовых сцен. Ни сценария, ни монтажа. Мельес применял съемку с одной точки, в нейтральном ракурсе и без движения камеры, что объяснялось как ограниченностью возможностей техники, так и не осознанием ее возможностей. Хотя, смена планов, как предвестник появления монтажа существовала уже в «Прибытии поезда» братьев Люмьер. Но вскоре все изменилось. Помогла этому случайность.
Одна из многих легенд, которые накопил кинематограф за свою историю, гласит, что открыть первый истинно кинематографический трюк (трюк с заменой, или трюк с превращением) Мсльссу помогла счастливая случайность. Первый трюк в истории кино появился на свет при съемке обычной уличной сценки на площади Оперы в Париже. В аппарате (еще очень и очень несовершенном) произошел обрыв пленки, что привело в остановке камеры. Пока меняли пленку, прошло время, герои съемки: экипажи, прохожие, омнибусы, которые в отличие от камеры,
17
останавливаться не собирались, изменили свое положение в пространстве. Когда пленку заправили, съемка была продолжена, но этот рядовой случаи привел к удивительным последствиям. После проявки снятого материала, перед режиссером предстала удивительная метаморфоза. Жорж Садуль приводит в своей «Всеобщей истории кино» рассказ самого Жоржа Мельеса о случившемся: «Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен - Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины - в женщин. Трюк с заменой и трюк с превращением были найдены, и два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, которые имели громадный успех»13.
Фокус, чудесное превращение произошло как бы само собой, без всякого применения множества сложных приспособлений, только при помощи камеры. Иллюзионист-любитель Жорж Мельес нс смог пройти мимо таких небывалых возможностей аппарата. Мельесу первому пришла в голову мысль воплотить на экране не только окружающий его мир, но и творчески его изменить, попытаться показать то, чего на самом деле не существует. Это простейшее «волшебство» -замена одного изображения другим - стало одним из первых шагов в построении нового пространства - кинематографического. Так был открыт трюк, получивший впоследствии название «стоп-камера»14. Поломка аппарата раскрыла его доселе не известные возможности - способность мгновенной замены одного изображения другим. Так были открыты первые кинематографические трюки. Уточнение, что трюк был именно кинематографическим, т.е. полученным при помощи возможностей киноаппарата необходимо, так как первый механический трюк (замена головы актрисы на муляж в сцене обезглавливания королевы) был применен в картине Альфреда Кларка «Казнь Марии Стюарт» (1898).
Сам занимавшийся фокусами и досконально знавший всю «кухню» этого ремесла, Мельес решает совершать удивительные превращения не с помощью сложной системы канатов, люков, зеркал и другого традиционного реквизита иллюзионистов, много лет применявшегося на сцснс - а с помощью открытых им новых удивительных возможностей кинокамеры. Первым шагом в этом направлении стала фиксация на пленку известнейших иллюзионов. Так кинематографические трюки дали толчок развитию первых кинематографических жанров. Так называемые «картины с трюками» (один из первых жанров раннего кинематографа) представляли собой номера, где средства кино расширяли возможности фокусника.