Введение
СОДЕРЖАНИЕ
3-17
Глава I: Пространственно-пластические и конструктивные
особенности скульптуры XX века 18-69
1.1 Конструктивные тенденции скульптуры XX века. 18-32
1.2 "Фигуративное" и "нефигуративное": новые пластические тенденции в скульптуре XX века . 33-49
1.3 Предмет в скульптуре XX века (Практика слияния отвлеченного и образного строя скульптуры с функциональностью бытового предмета).
50-69
Глава II: Основные тенденции развития скульптуры первой половины
XX века. 70-124
2.1 "Фигуративное" в скульптуре первой половины XX века: "Линия Родена". 70-84
2.2 "Фигуративное" в скульптуре первой половины XX века: "Линия Сезанна". 85-100
2.3 "Нефигуративное" в скульптуре первой половины XX века. 101-124
Глава III: "Фигу ративное” и "нефшуративное” в скульптуре XX века.
(Основные тенденции скульптуры второй половины XX века.)
125-169
3.1 "Фигуративное" в скульптуре второй половины XX века (от реди-мейда до "репродукции"). 125-151
3.2 "Нефигуративное" в скульптуре второй половины XX века. 152-169
Заключение. Между Аполлоном и Гефестом. 170-179
Библиография. 180-198
?
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Художественная реальность XX века представлена рядом не имеющих аналогов новаций, утвердивших свободу эксперимента, открытую апелляцию к подсознательному, рационализм аналитического творчества, дополненные во второй половине столетия явлениями инверсии и универсализации. Целый ряд открытий и теорий XX века - теория относительности, квантовая механика, искусство кино, психоанализ, аналитическая философия - предельно усложнили картину мира и представления о реальности, привели к переосмыслению веками складывающейся художественной традиции. Результатом этих новаций стало создание в художественном творчестве новой пространственной концепции, выразившейся в изменении отношения к художественному пространству как равноправному средству художественно-образной выразительности наряду с пластическим объемом.
Новая пространственная концепция в искусстве XX века стала адекватным ответом тем изменениям, которые происходят в современной (в том числе художественной) культуре. Художественная культура XX века являет собой сложную и разноплановую систему, включающую многообразные художественные направления, течения, школы, объединения и формы художественного творчества. Одной из особенностей художественной культуры XX века, предопределившей ее своеобразие, стала динамика соотношения новационного и традиционного. В отношении традиции в художественной культуре XX века принято выделять несколько составляющих. Во-первых, консерватизм (традиционализм), продолжающий и догматизирующий практически без каких-либо существенных изменений традиции искусства прошлого. Во-вторых, авангард - экспериментальное движение в искусстве XX века, основными признаками которого выступает отказ от традиций, переосмысление
3
Глава I. Пространственно-пластические и конструктивные особенности скульптуры XX века
1.1. Конструктивные тенденции скульптуры XX века.
В начале первой половины XX века в искусстве скульптуры происходят поистине революционные изменения в отношении к традиционному взгляду на изображение человека, сформировавшемуся ещё во времена античности. Античность утвердила в качес тве главного объекта искусства ваяния человеческое тело, и оно стало основным средством образного воплощения. С тех пор пластический объём и вся система его пространственных отношений оказались в известной зависимости от закономерностей объемно-пространственного строения человеческой
фигуры.
Ряд открытий, изобретений и научных теорий XX века - теория относительности, квантовая механика, кино, психоанализ, аналитическая философия - предельно усложнили представление о реальности, привели к переосмыслению веками складывающейся традиции, изменению отношения к пространству как к средству выразительности, равноправному пластическому объёму.
К тридцатым годам XX столетия геометрия достигла такой стадии развития, что, как пишет 3. Гидиои: - «...математики имеют дело с такими величинами и такими измерениями пространства, которые нельзя себе представить наглядно. <...> Подобно учёному, художник осознал, что простые классические концепции пространства и объема ограничены и односторонни» . В отличии от трехмерного пространства Эвклидовой геометрии - в новой геометрии применяется более трех измерений. Независимо друг от друга художники начинают создавать объекты,
25 Гидион 3. Пространство, время, архитектура. - М.: 1984. С. 254.
18
которые мало напоминают скульптуру, порождая полемику вокруг нового образного пространственно-пластического языка.
Чтобы находиться в пространстве определения «скульптура» и понять, каким изменениям подверглось понятие «скульптура» в XX веке, вспомним, его определение: скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют трехмерную форму; её основная цель -передача существования и движения формы в пространстве.
Термин «скульптура» произошёл от латинского глагола Бойреге (вырезать, высекать) и употребляется как синоним понятия «пластика», происходящего от греческого глагола р1ас1гет, что значит «лепить». Возникновение этих двух терминов обусловлено исторически. Древние греки лепили модели из глины для последующей их отливки в бронзе, поэтому возник термин "пластика", тогда как римляне, преимущественно ваявшие из мрамора, называли свои произведения "скульптура".
Искусство скульптуры - «зрительное» искусство, то есть зрение является основой для его восприятия. Это искусство называют еще зрительно-пространственным, т.к. оно воспроизводит действительное в пространстве, и пластическим, потому что в основе его лежит осязаемость и объемность. Скульптура - один из видов изобразительного искусства, и в то же время его единственный вид, который, пользуясь особыми способами и средствами, даёт объёмно-пространственные изображения материальных предметов/объектов. Скульптура статична, образ здесь не развивается во времени - воспроизводится только одно состояние, одно событие, один момент действительного. Вместе с тем скульптор стремится выразить всю полноту, изображаемого образа, его сущность, создает ощущение движения, ритма, пытаясь передать многообразие форм объективного мира, подчеркнуть гармонию пространства. Ведь являясь пространственным искусством, скульптура не отражает непосредственного движения,
19
- Київ+380960830922