СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава I
Э.Ллойд-Уэббер - композитор: интонационные и драматургические особенности его мюзиклов
1. Становление творческой личности Э. Ллойд-Уэббера.../...............17
2. «Иисус Христос - Суперзвезда»: обновление жанровой модели
на уровне сюжета и интонаций..........................................25
3. «Эвита»: обновление жанровой модели
на уровне драматургии.................................................47
4. «Кошки», «Звездный экспресс» и «Призрак оперы»:
экспансия зрелищности.................................................56
5. «Призрак оперы» и поздний период творчества:
самоповторение и консервация жанра....................................74
Глава II
Деятельность Э. Ллойд-Уэббера в шоу-бизнесе и стереотипы массового сознания
1. Союз автора и продюсера как предпосылка успеха
при постановке мюзикла..............................................85
2. Критерии коммерческого успеха постановки и
финансовая деятельность Э. Ллойд-Уэббера............................91
3. Масс-медиа и автор в поп-культуре:
формирование общественного резонанса...............................108
4. Э. Ллойд-Уэббер как публичный деятель: основания имиджа...........114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Э. Ллойд-Уэббер как феномен художественной культуры эпохи постмодерна Приложение 1
Творческие биографии персон «круга Э. Ллойд-Уэббера».................132
Приложение 2
Спектакли мюзиклов Э. Ллойд-Уэббера: справочные данные...............146
Литература
1
ВВЕДЕНИЕ
Современной художественной практике присуща поляризация ценностно и эстетически разнонаправленных тенденций. До 70-х гг. XX в. считалось аксиоматическим деление, художественного процесса на две сферы: область «высокого» художественного творчества - собственно искусства, и достаточно размытый по ценностным координатам и эстетическим критериям пласт «низовой» художественной практики. Именно ее принято было именовать «массовым искусством».
Тема предпринимаемого исследования «расположена» в нескольких предметно-дисциплинарных плоскостях. С одной- стороны, она -театроведческая, ибо в поле нашего зрения окажется практика современного зарубежного театра. С другой стороны, необходимо придется решать множество вопросов, связанных с музыкознанием, ибо «главный герой» (то есть объект) нашего, в целом, монографического исследования - Эндрью Ллойд-Уэббер, британский композитор, автор множества произведений для музыкального театра -мюзиклов. Среди них такие всемирно известные, как «Иисус Христос -Суперзвезда», «Эвита», «Кошки», «Призрак онеры» и др. Но поставлены они, что крайне важно, на подмостках театра драматического, а не оперного либо балетного; С третьей стороны, проблематика нашей работы требует применения культурологического подхода, позволяющего осмыслить ценностные установки современного массового сознания и прагматику их формирования, потому что произведения Ллойд-Уэббера, равно, как и сама его творческая персона включены в сферу именно массовой поп-культуры.
Таким образом, своей задачей мы видим рассмотрение феномена творческой личности и внедрение созданных Ллойд-Уэббером произведений в столь неоднородный во всех смыслах контекст вначале англо-американского, затем -мирового театра. При этом роль Ллойд-Уэббера как театрального ко.мпозитора неизмеримо меньше того резонанса в мировой культуре, который он обрел за четверть столетия своей творческой деятельности. Есть основания на уровне
2
Ллойд-Уэббера «Путешествия с моей виолончелью»15 (1984 г.) и «Автобиографию» Тима Райса16, вышедшую в 1999 г.
Что же касается периодических изданий, то наибольший интерес представляют специализированные театроведческие журналы «Plays & Players», «Drama» (оба Англия). Именно в них публикуемые авторы (Робин Бин, Кэтрин Хыогес, Питер Энсордж, Джон Рассел Тейлор, Джон Голдстрем)17 дают квалифицированные критические и аналитические статьи о поставленных спектаклях Уэббера, рассматривая как театральную, так и музыкально-поэтическую их стороны.
Обращает на себя внимание корпус критических текстов, не имеющих аналогов в отечественном искусствознании. Подобные тексты публикуются в крупнейших ежемесячных, еженедельных и ежедневных изданиях США («The Life Magazine», «Newsweek», « Daily News», «The New York Times», «The New York Post») и Англии («The Daily Mail», «The Times») и др. В этих журналах и «толстых» газетах уже более столетия существует практика т.н. «колонки критика». Именно критик, практикующий в издании и связанный с его редакцией, дает самые авторитетные для общественного мнения рецензии и анонсы на бродвейские и лондонские спектакли, в том числе и на мюзиклы. Кроме освещения текущего репертуара в подобных изданиях печатаются развернутые аналитические статьи, посвященные таким знаменитым спектаклям Ллойд-Уэббера, как: «Иисус Христос-Суперзвсда», «Кошки», «Звездный экспресс», «Песня и танец» и др. Значимость «колонки критика» в этих издания трудно переоценить, поскольку они создают (либо уничтожают) творческие репутации авторов, постановщиков, самих художественных проектов и даже целых театральных коллективов. Авторитет мнения, сформированного в подобных массовых изданиях в Америке (и даже в
15 Lloyd Webber J.: Travels with my cello. 1984 Pavilion Books Limited ISBN 0-907-51627-0.
16 Rice T.: Oh, What A Circus! Publisher: Hoddcr & Stoughton General; 1999
17 Goldstream J.: The Challenge of Evita. //Plays & Players, June 1978.
Watt D.: Jesus Christ Superstar Is Full Of Life, Vibrant With Reverence // Daily News - October 13, 1971. Bean R.: Jesus Christ Superstar//Plays & Players August 1972.
Paley M.: Superstar Becomes a Circus//Life Magazine - October 1971
13
Англии) для обретения творческой фигурой культурального (но не художественного) резонанса - непререкаем.
В результате общего обзора англоязычных публикаций, посвященных Ллойд-Уэбберу, складывается картина, до настоящего времени невозможная в отечественном искусствознании: монографические труды носят, в лучшем случае, критико-публицистический характер, а чаще всего - откровенно беллетристический, в то время, как статьи в периодике, наоборот, -профессионально основательны, весомы по аргументации и авторитетны по своей искусствоведческой миссии в обществе.
В СССР первые публикации о творчестве Ллойд-Уэббера появились в периодике - газетах и журналах, где, по традиции, доминирует, в отличие от важнейших аналогичных изданий на Западе, критико-публицистический модус письма с акцентированием социально-политических аспектов рассматриваемой темы. Обзор отечественной прессы 70-х - 90-х гг. дает основание утверждать, что подъем интереса к творчеству Ллойд-Уэббера в нашей стране приходится на 1972-1973 гг., а также на 1983 год. В первом случае темой для множества статей в «Комсомольской правде», привлекавших внимание молодежного читателя, «Советской культуры», журнала «Новый мир» и др. служил непосредственно мюзикл «Иисус». Это сочинение Ллойд-Уэббера молодежная аудитория в СССР хорошо знала, но не как спектакль, а как «двойник» виниловых дисков.
Своего рода «индульгенцией» для прессы, позволявшей писать в эпоху «железного занавеса» о нашумевшем произведении Уэббера-Райса стало мнение о
I £
нем Д.Д. Шостаковича . Во второй раз имя: Ллойд-Уэббера появилось на страницах отечественных газет уже в конце 80-х гг., когда в Москву с гастролями
18 В 1975 г. Д.Шостакович приехал в Лондон для того, чтобы присутствовать на премьере своей 15-ой Симфонии. Здесь неожиданно композитор высказал пожелание пойти на представление «Иисуса» в «Пелес Сиетр». (См. об этом: Соуепеу М., Ор. Сй. Р., 69) В следующий вечер Шостакович вновь пришел смотреть рок-оперу. Впоследствии его фраза «Очень интересно. <...>Очевидно, и таким путём надо идти» (См. об этом: Журбин А.: Эндрью Ллойд-Уэббер -композитор для театра. //Музыкальная жизнь 1988. №18, стр.: 7), сказанная по поводу спектакля, позволила появиться на страницах отечественной периодики и положительным отзывам об этом сочинении Ллойд-Уэббера.
14
- Київ+380960830922