Ви є тут

Художественная галерея в современной культуре Санкт-Петербурга

Автор: 
Милюкова Татьяна Михайловна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
176643
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ПЛАН
Введение.................................................................4
Глава 1
Художественная галерея как явление в современной культу ре России.......19
1.1. История возникновения художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга и Москвы...............................................19
1.2. Художественные галереи современного искусства, работающие в Санкт-Петербурге с середины 90-х годов XX века................................49
1.3. Деятельность галерей современного искусства Санкт-Петербурга и Москвы и их роль в художественной культуре.....................................64
Глава 2
Художественные галереи современного искусства Санкт-Петербурга 87
2.1. Специфика художественных галерей Санкт-Петербурга................87
2.2. Галереи, ориентирующиеся на художественные течения и виды искусства.............................................................97
2.3. Галереи, ориентирующиеся на творческую индивидуальность......... 112
2.4. Виртуальная галерея..............................................129
Заключение............................................................136
Список литературы....................................................146
Приложение
Таблица 1. Основные культурные события Санкт-Петербурга в период с
начала 60-х до конца 80-х годов XX века...............................160
Таблица 2. Художественные галереи современного искусства Санкт-Петербурга............................................................166
#
з
Таблица 3. Основные художественные объединения, группы и творческие союзы Санкт-Петербурга.................................................... 168
Ф
*

15
• изучить историю развития художественных галерей Санкт-Петербурга, работающих с середины 90-х годов XX века;
• изучить деятельность художественных галерей современного искусства Москвы и Санкт-Петербурга и установить их роль в культуре;
• определить специфику художественных галерей Санкт-Петербурга по сравнению с галереями Москвы;
• выделить основные типы художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга на основе анализа их деятельности, что позволит определить их место и роль в культурной жизни города,
щ выявить оптимальные направления их развития в рамках существующего
культурного пространства.
Объектом исследования стали современные процессы развития галерейного дела и художественного рынка России, обозначившие дифференциацию типов художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга и специфику их деятельности.
Предметом исследования настоящей диссертации являются художественные галереи современного искусства Санкт-Петербурга конца XX - начала XXI веков, взятые в специфике своей деятельности и в контексте экономических и социальных отношений.
Методологической основой данного диссертационного исследования # являются научные труды по философии и теории искусства, эстетике и
музееведению. В частности, ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:
• понимание художественной культуры как целостного явления (М.С.Каган);
• институциональный анализ художественной культуры (Б.М. Бернштейн, Л. Моль, Б. Дземидок, Д. Дики, A.C. Турчин);
• понимание художественного рынка как «рынка символических ценностей» (П. Бурдье), как компонента экономической системы
Щ

16
общества (Б. Гройс), как феномена культуры и системы социальных институтов (A.B. Карпов);
• понимание художественного музея как феномена культуры (М.С. Каган, Т.П. Калугина).
• принципы анализа современного искусства (Т.Е. Шехтер, И. Карасик, М. Тупицина, О. Туркина, А. Курбановский).
Источники исследования:
• научные труды, соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, музееведение, эстетика);
4t • каталоги выставок и альбомы современных художников, рецензии на
проводимые художественными галереями выставки, личные интервью;
• публикации в периодической печати, анонсирующие проходящие в художественных галереях выставки и дающие общую картину их деятельности;
• информационные интернет-порталы, освещающие практически все события культурной жизни России, и персональные сайты художественных галерей современного искусства;
• анализ деятельности художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга и Москвы.
Методы диссертационного исследования:
* • метод содержательного анализа и критической оценки научной
литературы, связанной с темой диссертационного исследования;
• аналитический метод исследования галерейного дела и процессов развития художественного рынка России;
• типологический метод с целью типологизации художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга;
• метод художественно-стилевого анализа произведений изобразительного искусства с целью охарактеризовать направления деятельности художественных галерей современного искусства.
9