Ви є тут

Влияние петербургской архитектурной школы на формирование архитектурного облика горнозаводских комплексов Алтая в XVIII - первой половине XIX вв.

Автор: 
Степанская Алла Георгиевна
Тип роботи: 
Дис. канд. ист. наук
Рік: 
2004
Артикул:
176966
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Глава 1. Петербургская архитектурная школа как феномен отечественной культуры................................................12
1.1. Архитектурная школа: понятие, сущность...........................12
1.2. Периоды становления, динамика развития и признаки петербургской архитектурной школы.................................19
Глава 2. Традиции петербургской архитектурной школы
в градостроительной практике Алтая XVIII - первой половине
XIX вв................................................................35
2.1. Строительство на Алтае в XVIII - первой трети XIX вв. по
типовым проектам петербургских зодчих.................................35
2.2. Строительство на Алтае в XVIII - первой половине XIX вв.
по индивидуальным проектам петербургских зодчих.......................57
Глава 3. Вклад петербургской архитектурной школы в подготовку зодчих и степень ее влияния на характер и этапы стилистической эволюции архитектуры горнозаводских комплексов Алтая
в XVIII - первой половине XIX вв......................................66
3.1. Роль петербургской архитектурной школы в подготовке строительных и архитекторских кадров для горно-заводских
комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв.......................66
3.2 Черты петербургской архитектурной школы, проявившиеся
в строительной деятельности зодчих горно-заводских комплексах
Алтая XVIII - первой половины XIX вв..................................80
3.3. Уникальное и особенное в архитектуре горно-заводских комплексов Алтая XVIII - первой половины XIX вв......................104
Заключение..........................................................115
Принятые сокращения..................................................122
Список литературы и источников.......................................123
Приложения..........................................................137
Иллюстрации.........................................................176
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Историко-архитектурное наследие Сибири многообразно и значительно, поэтому оно всегда привлекало внимание многих исследователей. И все-таки можно утверждать, что до сих пор не воссоздана общая картина истории развития сибирского градостроительства и архитектуры, уникальные страницы которого составляют горнозаводские комплексы Алтая; их культурно-историческая ценность обусловлена в большей мере влиянием петербургской архитектурной школы. Процесс постепенного сближения различных культур в условиях глобализации приводит к нивелированию традиций вообще и художественных в частности. Идеи глобализации развивают тенденцию формирования универсальной человеческой культуры. В то же время наблюдается пристальное внимание современной науки, научно-исторического знания к историко-культурному наследию регионов, к проблемам развития региональной художественной культуры, к выявлению столичных и провинциальных взаимовлияний и связей, что подтверждает актуальность темы исследования. На рубеже ХХ-ХХ1 столетий в градостроительстве четко обозначилась проблема архитектурного стиля. В этом контексте обращение к классическому архитектурному наследию актуально. Обратиться к сибирскому архитектурному наследию побуждает также необходимость научно обосновать деятельность, имеющую целью его охрану, регенерацию и использование. Дело охраны памятников как определенная система осознанных и целенаправленных мер требует сугубо профессионального к ним отношения, что невозможно осуществить без научного обоснования. Из всех аспектов наименее изученным и менее всего представленным в специальной научной литературе остается проблема
20
оружейным делом, палата постепенно приобретает широкие функции, изготовления оружия, ювелирных изделий, росписей и украшений книг и т.п. С началом строительных работ в Петербурге в практике Оружейной палаты прочно укореняется понятие архитектуры. Здесь обсуждаются вопросы, как составлять проектные чертежи, закладывать фундамент зданий и т.п.
Прошедшие обучение и практику работы получали аттестацию по шести основным классам: «директор, архитект - цивилис, механик всяких мельниц и шлюзов, живописец всяких разных малярств, скульптор всяких разных дел, грыдор всяких разных дел» (Э.Л. Белютин, Н.М. Молева,с.9)
Формирование петербургской архитектурной школы включает важный аспект: историю отечественного архитектурного образования, что
составляет часть истории архитектуры в целом. Изучение этого аспекта дает возможность понять, как и в каких условиях формировалось мировоззрение будущих мастеров, каким образом они приобретали профессиональные навыки.
В первой половине XVIII в. центрами архитектурного образования в Петербурге и в Москве были архитекторские команды при различных государственных учреждениях, занимавшихся строительством. Специальных педагогов в штате команд не было, обучение вели возглавившие их зодчие, иногда при помощи гезелей или архитекторских помощников. Звание гезеля получал ученик, уже имевший достаточное количество знаний. Оно было введено в России в начале XVIII в., а в середине столетия заменено званием архитекторского помощника. Гезсль так же, как и помощник, имел право заниматься самостоятельной архитектурной деятельностью.
Середину XVIII в. можно обозначить как второй период формирования петербургской архитектурной школы. С 1740 г. Академия наук была преобразована в Академию наук и художеств, а Канцелярия от строений - в
21
Комиссию строения Петербурга и Москвы (1762). Приобщение к европейскому опыту градостроительства привело к воплощению желания Петра I - созданию специального учебного заведения для подготовки архитекторов и художников - учреждению Императорской Российской Академии художеств в Петербурге. Устав Академии разрабатывался по образцу европейских аналогичных учебных заведений, но программа деятельности этого учреждения сразу приобрела свои особенности. Академию художеств в Петербурге учредили решением Сената 6 (17) ноября 1757 г. по инициативе великого русского учёного М.В. Ломоносова и деятеля дворянского просвещения И. И.Шувалова, который её и возглавил. Учреждение Академии художеств положило начало профессиональному архитектурно-художественному образованию в России. Это обстоятельство сделало возможным внедрение выпускников Академии художеств в другие специальные учебные заведения, что также стало признаком качественно нового этапа в истории отечественного архитектурного образования. Подготовка зодчих переместилась из архитекторских команд в школы, также существовавших при различных учреждениях. В отличие от команд, школы имели более или менее чёткую программу обучения, предполагавшую более серьёзное изучение творческих дисциплин. Поэтому для преподавания в школах стали привлекаться не только зодчие-практики. Так, В.И. Баженов, возглавлявший школу при Экспедиции Кремлёвского строения в 1768-1775 гг., пригласил Ф.В. Каржавина, воспитанника петербургской Академии художеств, внёсшего огромный вклад в развитие этого учебного заведения. Сам Баженов так оценивал роль Каржавина в процессе обучения: «должность его и знания не в чертежах и не в рисунках, но именно в рассуждениях о математических тягостях, в физике, в переводе с латинского, с французского, и эллино-греческого авторских сочинений, величавых пропорций архитектуры; для изъяснения истории: откудова произошла красивая архитектура, да и в прочем», но основным элементом