Ви є тут

Стиль модерн как художественное явление в культуре XX века

Автор: 
Юхнина Ольга Юрьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
178090
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
Глава I. Модерн как стиль в изобразительном искусстве.
1.1 Понятия «стиль» и «стиль модерн» в отечественном искусствознании. Основные тенденции изучения. 13
1.2 Стиль модерн в русском изобразительном искусстве
и его характеристики. 36
Глава И. Национальная и европейская традиции в формировании
русского стиля модерна
II. 1 «Неорусский стиль» как национальная традиция в искусстве модерна. 49
11.2 «Европейская» традиция в формировании русского
модерна. 69
Глава III. Русский модерн: Основные содержательно-стилистические
тенденции.
III. 1 Религиозно-мифологическая тенденция в живописи модерна 94
111.2 Символико-романтическая тенденция в живописи русского модерна 112
111.3 Реалистическая тенденция в живописи русского модерна. 131
111.4 Традиция модерна в современном отечественном искусстве последней четверти XX века. 139
Заключение
Библиография
149
154
Введение.
I. Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. На рубеже XX - XXI веков в связи с изменением духовной парадигмы общества возникла необходимость переосмысления исторического значение стиля модерн, прежде всего тех художественных традиций, которые сформированы на его основе и сыграли важную роль в искусстве XX века. Важно оценить уже не столько сам исторический материал художественного творчества, многократно изученный к настоящему времени, но и способы его интерпретации в современной культуре, с тем, чтобы осмыслить процессы, связанные с этой традицией и увидеть ее перспективы.
В связи с вышесказанным темой диссертационного исследования является изучение русского стиля модерн и его традиций в искусстве XX века.
Этот стиль получил широкое распространение в искусстве последних десятилетий XIX начале XX века и за короткий срок своего существования он пережил периоды становления, расцвета и угасания и создал интересные художественные произведения во все видах творчества.
На протяжении многих десятилетий XX столетия отношение к стилю модерн в России было устойчиво отрицательным. Пробуждение интереса к нему произошло в 1970-80-е годы, когда отечественная наука и музейная практика всерьез занялась восстановлением объективной картины художественного развития России, в том числе конца XIX - начала XX веков. Однако по ряду причин стиль модерн в этот период рассматривался в основном в рамках архитектуры и прикладного творчества.
Вопрос о возможном проявлении стиля модерн в изобразительном искусстве, в том числе в таком серьезном его виде как живопись неоднократно поднимался в монографических работах, научных сборниках, в журнальных статьях, но эта тема не стала объектом глубокого и всестороннего изучения в
ино-научным знанием. Предмет такого знания не вмещается в границы ни одной из дисциплин гуманитарного комплекса.
Таким образом, проблема стиля - проблема широкого социальноисторического, историко-культурного, культурно-антропологического и эстетического комплекса, методология познания которого еще должна разрабатываться.
Для нас работа Е. Устюговой ценна тем, что автор говорит об особом статусе стиля в комплексе гуманитарного познания и делает попытку выработать методологию построения общей теории стиля, что необходимо при размышлении о стиле модерн. Говоря о том, что же такое стиль, автор дает следующее определение этому понятию: «Стиль - уникальная форма культурного творчества, осуществляющаяся в процессе свободной эстетической импровизации формообразования и восприятия.... Он находится на стыке нормы и отклонения, уже воплощенной и еще не воплощенной формы, творческой фантазии действующей личности и ее восприятия эстетического языка культуры....»40
В таком случае можно сказать, что модерн - это стиль, где есть особая упорядоченность формы, в основе которой лежит принцип функциональной избирательности и взаимной согласованности знаковых элементов, предстающей в образе выразительной целостности.
Искусствоведение использует понятие стиля в разных смысловых контекстах. Самое широкое распространение получило определение стиля как характеристики эпохи. В зависимости от «стиля эпохи» рассматривались стилистические характеристики остальных компонентов. Наибольшей сложностью, динамичностью и разнообразием отличаются характеристики «индивидуального стиля».
О «стиле эпохи» размышляют такие искусствоведы как Г. Вельфлин,
Э. Кон-Винер, М.Я. Гинзбург, В. Гаузенштейн, В. М. Фриче, Б.Р. Виппер,
40 Устюгова 0. Н. Стиль как историко-культурная проблема: Автореферат, с.37
Б.А. Парахонский. Эти авторы характеризуют это понятие как стиль определенного исторического периода, как нечто общее в художественном творчестве, как выражение настроения эпохи. При этом стиль получает трактовку как форма выражения исторически, национально, социально субъективированного духа - так называемого «духа времени». Эта точка зрения определяет трактовку стиля при размышлении о нем как о форме выражения связи искусства с обществом и культурой, как символа определенного исторического, социального, культурного содержания.
Огромное значение для отечественного искусствознания имели работы немецких искусствоведов Г. Вельфлина и Э. Кон-Винера, которые в 1930-х годах были переведены на русский язык и изданы в России. Так в своей работе «Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве», написанной в 1915 году Г. Вельфлин излагает свое понимание динамики стиля: «Несмотря на многочисленные
отклонения и самостоятельные пути, эволюция стиля в новом западноевропейском искусстве была единой, подобно тому, как и культура новой Европы, может быть рассматриваема как единая. Но в пределах этого единства необходимо считаться со всюду сказывающимися различиями национальных типов»... «На трех примерах: индивидуального стиля, стиля народного и стиля эпохи можно иллюстрировать цели истории искусства, понимающей стиль, прежде всего как выражение - выражение настроения эпохи и народа, с одной стороны, выражение личного темперамента - с другой».41
Анализируя работы Г. Вельфлина, можно заметить сходство позиций авторов, хотя в текстах обоих отсутствует однозначная дефиниция стиля, и понимание этой категории вырисовывается из многочисленных стилевых анализов, описаний, размышлений содержащихся в их книгах.
41 Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. М.-Л., 1930. с. 14-16
16