Ви є тут

Проблемы книжного дизайна и тенденции формирования дизайн-концепций в постсоветский период конца XX - начала XXI вв.

Автор: 
Корытов Олег Витальевич
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
184060
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................4
Глава 1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи книжного дизайна.............................................................10
1.1. Фундаментальные проблемы и прикладные задачи. Основные
направления и пути в книжном дизайне.....................18
1.2. Радикальное направление..................................22
1.2.1. Кодотворческий путь...............................22
1.2.2. Формотворческий путь..............................39
1.3. Традиционное направление.................................41
1.3.1. Конструктивный путь...............................43
1.3.2. Декоративный путь.................................54
Глава 2. Дизайн-концепции в книжном дизайне постсоветского
периода конца XX—начала XXI вв......................................60
2.1. Дизайн-концепция.........................................62
2.2. Основные эстетические тенденции формирования
дизайн-концепций.........................................66
2.2.1. Социокультурная тенденция.........................69
2.2.2. Авторская тенденция...............................82
2.2.3. Авторитарная тенденция............................88
2.3. Организационные аспекты дизайн-концепции
книгоиздательской деятельности .........................92
2.4. Дизайн-консалтинг как новая форма дизайнерской практики
в книгоиздании...........................................95
Глава 3. Модель издательства как процесс подготовки кадров.......118
3.1. Редактор—дизайнер. Структурная связь....................120
3.2. Редактор—дизайнер. Творческий союз......................121
3.3. Профессиональные игры как часть учебного процесса.......131
2
3.4. Методические рекомендации по дисциплине «Художественнотехническое оформление печатной продукции» (дизайн) для подготовки редакторов........................................133
3.4.1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе...............................................133
3.4.2. Издательская деятельность........................134
3.4.3. Примерный перечень практических занятий..........135
Заключение.........................................................136
Библиография.......................................................142
3
Рисунок 1, а. Принципиальная схема прямой перспективы Прямая перспектива поглощает зритепя-читателя внутрь по принципу «мы знаем, что вам нужно», делая его пассивным потребителем
информации
Рисунок 1, б. Принципиальная схема обратной перспективы. Обратная перспектива направлена к зрителю-читателю, пробуждая его к
творческому восприятию информации
14
Культура возникает, когда религиозные чувства осложняются, и происходит кризис религиозного отношения — вычленение своего Я из целого. С этим можно согласиться. Стало быть, культура эгоцентрична. Для религии хронология и авторство не имеют значения. Для культуры — авторство главное. Прямая или «элементарная перспеюива была давно известна, хотя и не имела доступа в высокое искусство далее прихожей. Но, по мере того, как секуляризируется религиозное сознание Средневековья, чистое религиозное действо перерождается в полутеатральные мистерии, а икона — в так называемую религиозную живопись, в которой религиозный сюжет все более становится только предлогом для изображения тела и пейзажа». [130, С. 32] Так писал о прямой перспективе выдающийся мыслитель XX столетия священник Павел Флоренский. «Корень перспективы — театр», а «декорации есть ширма, застящая свет бытия, а чистая живопись есть открытое настежь окно в реальность» [130, С. 20, 19] Флоренский отмечал сложность построений в иконописи: «Как ближайшее распространение приемов обратной перспективы, следует отметить разноцентренностъ в изображениях, рисунок строится так, как если бы на разные части глаз смотрел, меняя свое место.» [130, С. 12] И все же Флоренский смотрел на обратную перспективу с позиции культуры, с позиции математики, пытаясь вычислить все до мелочей, упустив общий принцип обратной перспективы, который таился в им же вскользь упомянутом термине обращенная перспектива. С ее помощью человека обращают в веру. К человеку обращен Свет и Слово Божье. Икона не является предметом культуры, а есть религиозное действо — окно в пространственно-временную бесконечность. Человек же, участвуя в этом действе, являет собой точку, в которую направлены лучи, помогающие ему зрительно ощутить и осознать величие такого действа. Тем самым усиливается «эффект присутствия». [36] Перспектива, обращенная или направленная к человеку — это построение информации так, что человек
15